КТО НАУЧИТ КОМПЬЮТЕР?
(КОМПЬЮТЕР В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ)
В рубрике “Новые технологии” была опубликована статья Н. Максимова “Компьютер вместо каталога”. Автор ставит важные, актуальные вопросы и пытается дать на них ответ. В этой связи хотелось бы высказать свое мнение по данной проблеме.
Сразу же предлагаю читателям газеты более широкую тему “Компьютер в школе” и, в данном случае, рубрику “Компьютер в школьной библиотеке”, так как много проблем, касающихся компьютеризации библиотеки неразрывно связаны с различными задачами обучения в школе и, в частности информатизации школы.
Конечно, электронный каталог в школьной библиотеке вовсе не мечта, а достаточно реальная задача, которая связана с решением ряда вопросов и далеко не все из них так очевидно с ним связаны. Вообще говоря словосочетание “компьютер вместо каталога” не совсем корректно.
Однако, все по порядку. Вслед за автором статьи я тоже задумался над вопросом “Зачем компьютер в библиотеке?”. Это риторический вопрос или ...?! Точно также можно спросить зачем летать самолетом, ездить на поезде или автомобиле и т.п., когда, например, можно ходить пешком. Думаю у каждого из вас есть свои варианты ответов на эти вопросы. Я связываю потребность компьютеризации школьных библиотек с научно-техническим прогрессом, требованием времени, потребностью создания информационного общества и, самое главное, совершенствованием процесса обучения в школе.
В мире много внимания уделяется приобщению молодежи к современным информационным технологиям. Не редкость, когда детей детсадовского возраста обучают работе с различными программами на компьютерах.
В школах персональные компьютеры в основном используются на уроках информатики для обучения школьников различным приемам работы на них. Хотя сегодня компьютер вполне успешно может использоваться в административной деятельности и библиотеке школы.
Тормозится этот процесс отсутствием необходимых финансовых средств и квалифицированных кадров. В некоторых случаях сдерживающими факторами являются: консервативное, инерционное мышление, психологический барьер и др. Последние факторы достаточно легко преодолеваются при условии правильной постановки дела.
“Спустившись на землю”, как это предлагает Н. Максимов, попытаемся разобраться в существе вопроса. Итак, как же использовать компьютер в библиотеке? Конечно, можно создать электронную копию традиционного каталога в школьной библиотеке. Обычно для этого предлагается приобрести современный компьютер, необходимые компьютерные программы и начинать переводить карточный каталог в электронную форму. Как это делать сегодня достаточно понятно. Имеется и специальное отечественное программное обеспечение для малых и средних библиотек, которое достаточно успешно может подойти и для школьных библиотек. Об этом можно поговорить обстоятельно и отдельно, если данная тема действительно заинтересует читателей библиотеки. Предпочтительно провести анкетирование, специальные семинары, “круглые столы” и т.п.
Важным является определить, кто будет заниматься компьютеризацией школьной библиотеки?
Во-первых, так сложилось, что в ней, как правило, работает 1-2 человека, которые чаще всего не имеют специального библиотечного образования.
Во-вторых, организовывать собственными силами электронный каталог в библиотеке школы затруднительно и вряд ли целесообразно, если основной целью является создание электронной копии имеющегося фонда. Более того, учебная литература устаревает, заменяется и т.п. В этом смысле более правильно начинать, как обычно, с создания базы данных новых поступлений - прообраза будущего электронного каталога. Такой процесс является достаточно длительным.
В-третьих, наиболее правильным представляется приобретение компьютера, модема и соответствующего программного обеспечения, позволяющих практически сразу (после небольшого обучения сотрудников библиотеки) подключиться к мировым информационным ресурсам через Интернет.
Такой подход позволяет организовать для учителей и учеников комфортный режим оперативного получения необходимой им информации, расположенной в любом уголке планеты.
Конечно, и здесь есть свои проблемы, которые, при необходимости, можно обсудить, например, на страницах газеты. Но главным, по моему убеждению, в любом случае остается проблема квалифицированных профессиональных кадров в школьной библиотеке, способных не только выполнять библиотечные функции, но и, по желанию работников библиотеки, преподавать одну или несколько гуманитарных дисциплин в школе. Эта проблема достаточно понятна многим школьным работникам, поэтому рассмотрим некоторые пути ее решения.
Для овладения компьютерными технологиями в любой библиотек требуется соответствующее обучение. Так как большинство работников школьных библиотек не имеет специального образования, то использование кратковременных курсов работы на компьютере не может решить нашей проблемы. В значительной степени это касается и специализированных библиотечных курсов при Управлениях культуры, отдельных библиотеках и др.
Категории работников, имеющей любое высшее образование, необходимо дополнительное высшее библиотечное и педагогическое образование. Не имеющим высшего образования следует подумать о получении именно высшего библиотечно-педагогического образования. В настоящее время практически нет учебных заведений, способных предоставить такую услугу. Однако в Московском государственном университете культуры функционируют факультет дополнительного профессионального образования (ФДПО) и заочный факультет библиотековедения, библиографии и информатики, на которых можно получить подобное образование.
Интересными формами обучения обладает ФДПО: кратковременные курсы (72 часа и 150 часов), дополнительное обучение (второе высшее образование) в течение 2-х лет (560 часов). Кроме того, по любой из форм обучения на нем возможно формирование пакета необходимых для конкретного образования дисциплин. Университет обладает возможностью выдавать дипломы с такими квалификациями, как: библиотекарь-библиограф, библиотекарь-библиограф. Преподаватель..., библиотекарь-библиограф. Организатор компьютерных коммуникаций и др. Думаю, соответствующим органам и отдельным библиотекарям следует задуматься о такой возможности не только совершенствования образования, но и реализации проблемы компьютеризации школьных библиотек.