КУРС “ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ” С УЧЕТОМ СОСТОЯНИЯ БИБЛИОТЕК В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ
С одной стороны, налицо безрадостная картина состояния библиотек. Одни закрываются, другие – с трудом решают проблемы содержания помещений и оплаты функционирования обслуживающих коммуникаций, пополнения фондов необходимой литературой, а самих учреждений – квалифицированными библиотечными кадрами и т.п.
С другой стороны, нарастающие потоки информации и потребности в ней пользователей требуют применения в библиотеках современных информационных, в первую очередь, компьютерных технологий, что становится одним из основных направлений их дальнейшего развития. Конечно, компьютерные технологии позволяют повышать производительность библиотечной работы, оперативно предоставлять пользователям необходимую им релевантную информацию, использовать библиографические, полнотекстовые машиночитаемые базы данных и другие материалы, решать широкий спектр задач, о которых ранее трудно было представить.
Меняются ли функции библиотек? По общему мнению специалистов, библиотеки все более сдвигают акцент своей деятельности в сторону информационно-культурного и досугового обслуживания. Таково веяние времени, связанное в том числе и с потребностью библиотек выживать в динамично меняющемся мире. Они видоизменяются, но при этом наиболее явно проявляется ориентирование библиотек на максимальное удовлетворение потребностей пользователей информации.
Современные программно-технические средства позволяют включить в фонд библиотек информацию на различных носителях, и тем самым создать в библиотеках “медиатеки”. Что же такое медиатека? Терминологически в нашем случае это разнообразные носители информации, хранящиеся и различным образом использующиеся общественным институтом, получившим много веков назад название – “библиотека”. С давних времен информация хранилась на таких носителях, как глина, папирус, дерево и др. Еще десять лет назад в некоторых библиотеках можно было встретить произведения искусства на бумаге, картоне, оргалите, а также грампластинки и магнитные ленты с аудиозаписями, микрофиши, др. фотографические материалы. В сферу интересов пользователей все чаще включается не текстовая, а аудиовизуальная, или, точнее, мультимедийная информация. Сегодня глобальные компьютерные сети “Интернет” все более проникают в библиотеки. Они предоставляют пользователям немыслимые ранее возможности получения разнообразных видов информации из любых уголков мира в кротчайшие промежутки времени не только в форме традиционных документов, но и образуя трехмерные миры, моделируя прошлое и будущее (“виртуальное пространство”) и др. Разве такая библиотека не является медиатекой? Аудио- и видеозаписи, разнообразная машиночитаемаю информация на магнитных и оптических носителях тоже входят в состав понятия “медиатека”. Для хранения и пользования ею некоторые специалисты предлагают создавать специальные помещения в библиотеках, которые они предлагают называть “медиатеками”.
Что принципиально изменилось в библиотеках с точки зрения присутствия в их фондах разнообразных носителей информации? Разве что отношение к ним работников библиотек и читателей. Сначала такие носители воспринимались как редкость. Теперь они стали обычными, обыденными. Создавать же специальные помещения для хранения новых видов носителей информации в средних и малых библиотеках обычно не только нет необходимости, но и практически невозможно из-за отсутствия свободных площадей. Следует иметь в виду, что объем таких видов носителей в общем фонде вряд ли будет значительным в названных библиотеках; за исключением тех из них, которые специально предназначены для этого. Что же касается создания отдельных помещений для установки в них программно-технических комплексов, позволяющих работать с современными носителями информации, то далеко не у всех библиотек имеются такие возможности. Зарубежный опыт показывает, что данная проблема решается двумя путями. Во-первых, действительно выделяются или выгораживаются небольшие изолированные помещения для, как правило, индивидуального прослушивания и/или просмотра некоторых видов информации (аудиозаписи, видеофильмы и др.). Во-вторых, в общем объеме интерьеров и читальных залов (не изолированно) выгораживаются или выделяются небольшие зоны, в которых располагают средства просмотра и прослушивания современных видов информации. При этом применение подобных средств никоим образом не должно нарушать тишину в библиотеке, мешать другим пользователям библиотеки читать, выбирать необходимую информацию и т.п.
Можно предположить, что современная библиотека по своей сути является медиатекой. В ней могут использоваться разнообразные виды информации, удовлетворяющие запросы пользователей, что не меняет сущности и традиционных ее функций. Более того, функции библиотек расширяются в сторону эффективного и оперативного обслуживания пользователей, предоставляя им широкий спектр разнообразных услуг информационно-культурного цикла.
Эти и многие другие вопросы обсуждаются на занятиях со студентами в процессе изучения ими учебной дисциплины “Технические средства библиотечно-библиографической деятельности”, с 1997 г. читаемой на кафедре коммуникации и компьютеризации Библиотечно-информационного факультета МГУК.