КОМПЬЮТЕРНАЯ ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Под совершенствованием учебного процесса с помощью компьютерных технологий порой понимают тривиальное использование ПК. Сегодня это еще, действительно, в значительной степени так, потому что многие абитуриенты не владеют даже основами компьютерной грамотности. Однако, по нашему мнению, в скором времени отпадет потребность обучать этому студентов. В этой связи представляется целесообразным предъявлять к абитуриентам требование овладеть основами компьютерной грамотности до поступления в вуз. В настоящее время в качестве временной меры можно, например, предложить студентам первого курса самостоятельно, на различных курсах вне вуза или факультативно (на курсах по выбору и т.п.) приобрести эти знания и навыки с тем чтобы, начиная со второго курса обучения в вузе, приступить к изучению необходимых им в профессиональной деятельности компьютерных технологий.

Для совершенствования учебного процесса, в первую очередь, вуз должен обладать комплектом необходимых учебно-методичес-ких материалов и учебников, наиболее полно отвечающих потребностям преподавания всех учебных дисциплин. Этот набор материалов может использоваться несколькими способами. Первый из них подразумевает наличие этих материалов в традиционной (печатной) форме. Однако сегодня практически все учебные материалы в высших учебных заведениях страны готовятся с использованием компьютерной техники и технологии. Оригинал-макеты учебных материалов создаются с помощью компьютеров как на базе простейших текстовых редакторов типа Лексикон и Word, так и с использованием специальных профессиональных издательских программ, что позволяет ускорить выпуск учебных материалов, а также их модификацию. Предоставление таких материалов обучаемым в машиночитаемой форме может быть осуществлено практически одновременно с подготовкой оригинал-макета.

Другой аспект подразумевает использование более современных методов обучения, основанных на применении специальных компьютерных программ, предоставляющих возможность производить обучение и контроль знаний студентов по отдельным учебным дисциплинам (“электронные учебники” с блоком компьютерного тестирования уровня полученных знаний). Эта задача сегодня достаточно актуальна, так как компьютерные технологии способствуют развитию познавательных способностей, активизируют мотивацию студентов к получению необходимых знаний, позволяют наиболее точно и комфортно осуществлять контроль приобретенных знаний и т.п. Таким образом, новые информационные технологии влияют и на традиционные технологии обучения. В этой связи следует отметить, что одним из важных требований, предъявляемым к вузам сегодня, является наличие на всех кафедрах высшего учебного заведения “единых фондов контрольных заданий”. Для профессорско-препода-вательского состава вуза не представляет принципиальной трудности подготовить традиционные (на бумажном носителе) перечни контрольных вопросов и заданий, наиболее актуальных, по мнению кафедры, для определения уровня знаний студентов по конкретным учебным курсам. И это необходимо делать. Однако мы полагаем, что этого недостаточно. Общеизвестно, что тест является наиболее объективным способом выявления уровня знаний, ибо он не зависит от множества субъективных факторов, воздействующих на преподавателя и студента. Более того, тест позволяет производить ранжирование (сравнение студентов по уровню усвоения полученных ими знаний) и т.п. Данная проблема является принципиально важной, чему подтверждением явилось проведение в МГУК в течение последних четырех лет компьютерного тестирования студентов по дисциплине “Библиотековедение. Общий курс”. В процессе такого контроля не только удается наиболее точно выявлять уровень знаний отдельных студентов и учебных групп в целом, но и студенты уже с первого курса обучения активно приобщаются к работе с компьютером, преодолевают психологические барьеры и весьма положительно оценивают данную форму проверки их знаний. Поэтому необходимо более широко использовать подобные методы контроля.

Важным моментом совершенствования учебного процесса являются обучение студентов работе с компьютерными программами и технологиями, используемыми в повседневной деятельности учреждений, организаций, фирм и т.п., принимающих на работу выпускников наших вузов, т.е. с компьютерными программами для решения конкретных производственных задач. Реализация этой проблемы требует не только необходимого парка компьютерных средств и наличия соответствующих компьютерных программ, но и соответствующего количества преподавателей, свободно владеющих как собственно компьютером (инструментом профессиональной деятельности), так и соответствующими компьютерными программами.

Проблема совершенствования научно-методической работы в значительной степени связана с совершенствованием учебного процесса. Имеются в виду оперативная подготовка, а также выпуск учебно-методических материалов и учебников в традиционной (печатной) и машиночитаемой форме. Кроме собственно проблемы подготовки материалов, здесь подразумеваются и другие вопросы. Так, в качестве примера, можно привести вариант проведения конференций по заранее определенной тематике. Этот вариант базируется на использовании вычислительных сетей, например, электронной почты, организация которой в учебных заведениях не представляет значительных трудностей при использовании международных сетей университетских знаний и т.п. При этом меньше времени расходуется на подготовку материалов конференции в машиночитаемой форме, можно бысто обмениваться информацией (тезисы, статьи и др.), проводить телеконференции между специалистами, находящимися непосредственно на своих рабочих местах и занимающимися одной или несколькими обозначенными проблемами и т.д. Таким же образом достаточно быстро можно осуществлять формирование трудов, сборников и др. материалов по конкретным темам для быстрого ознакомления всех участников планируемой конференции с подготовленными материалами. В этом случае подготовка сборника по выбранной теме на основе собранных машиночитаемых тезисов может быть осуществлена значительно проще. Кроме того, такой материал будет более предметен, иметь меньший объем, а значит, с одной стороны, дешевле, с другой - представлять больший интерес именно для специалистов данной области, которым можно заблаговременно, с помощью электронной почты, сообщить основные библиографические данные о материалах формируемых тезисов, сборников и др. Можно также организовать сбор заявок на получение подготовленных материалов как в традиционной (печатной), так и в машиночитаемой форме.

Можно констатировать, что обозначенные проблемы необходимо активно решать и целесообразно начинать это делать незамедлительно, так как, по мнению ряда отечественных и зарубежных специалистов, будущее высших учебных заведений лежит в области применения именно компьютерных технологий, которые в современных условиях практически в любой стране мира (в том числе в России) являются одним из важнейших инструментов совершенствования высшего образования.

Hosted by uCoz