Алешин Л.И.

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ БЕЗ ОЦЕНКИ

 

The perfecting of methods of a control of knowledge trained is coupled to development of methods of learning. Professional skills practically do not depend on ratings advanced trained for mastering. Different program-technical resource the exact information about a level of knowledge and skills learned do not guarantee objective.

Experts does not set a problem: " What for it is necessary to stake ratings? " The model of training is offered, in which on all educational disciplines all learned is fulfilled by absolutely all jobs.

Perfecting of methods of a control of knowledge should be based on perfecting of methods of learning, in which rating not end in itself. She can even

 

Совершенствование методов контроля знаний обучаемых неразрывно связано с развитием методов обучения. Обучение в высшей школе нацелено на формирование высококвалифицированных специалистов. Можно утверждать – профессиональные навыки требуют отметки, но практически не зависят от оценок, выставляемых обучаемым за освоение тех или иных приёмов работы. Решающими факторами являются: степень овладения обучаемыми соответствующими приёмами работы, уверенность и самостоятельность, творческие подходы при применении знаний и навыков на практике.

Последнее десятилетие в мире широко внедряются компьютеризированные системы контроля знаний (тестирования) традиционного и дистанционного обучения. В них используются 5-ти балльная и много балльные системы оценки знаний обучаемых, незначительно отличающиеся друг от друга. В много балльных системах разброс выставляемых оценок не велик. Обычно он характеризуется устойчивым диапазоном значений. При этом субъективность оценки знаний присутствует в любой системе. В России результаты, полученные в много балльной системе, интерпретируются в общепринятую 5-ти балльную.

Различные программно-технические средстве не гарантируют объективные, достоверные данные об уровне знаний, умений и навыков обучаемых. Это обстоятельство известно всем, использующим подобные средства. Для получения соответствующих оценок обучаемые предпринимают различные, порой достаточно экзотические действия – от списывания, запоминания правильных ответов (особенно в закрытых тестах) до повреждения программного обеспечения. Уровень компьютерной грамотности современных студентов выше, чем у обучавшихся в вузах даже 5 лет назад.

В традиционном и дистанционном обучении пытаются гармонизировать компьютерные технологии с традиционными формами обучения и контроля знаний обучаемых. Окончательные оценки обычно выставляются после непосредственного общение обучаемых с обучающими, т.е. по завершении изучения конкретных дисциплин.

Большинство предлагаемых вариантов совершенствования обучения не несут радикальных элементов, особенно в области повышения качественных характеристик знаний обучаемых. Следует искать иные, нетривиальные методы. Исследование предложений различных специалистов показало, что ни кто из них не задаёт вопрос: “Зачем нужно ставить оценки?” Общеизвестно, что основная цель любого обучения не его оценка, а формирование необходимых знаний, умений и навыков у обучаемых.

Осмысление методов обучения приёмам работы в различных практических профессиях приводит к мысли о возможности более широкого их применения.

Предлагается модель обучения, в которой по всем учебным дисциплинам все обучаемые выполняют абсолютно все задания. При этом критерием оценки знаний является выполнение заданий, которые могут носить теоретический, практически, комбинированный характер.

Учебная дисциплина представляет собой набор нормированных, формализованных практических и теоретических заданий, выполняемых обучаемыми. Выполненные работы оцениваются методом сравнения результатов, представленных обучаемым, с хранящимися в БД правильными решениями (определенным шаблоном или сформированным преподавателем образцом), а также с аналогичными результатами других обучаемых. Затем автоматически осуществляется определение уровня знаний, умений и навыков каждого обучаемого. Тому может способствовать, например, современное программное обеспечение, позволяющее выявлять ключевые слова, анализировать и сравнивать тексты. При этом идентифицируются несамостоятельные работы обучаемых, а также сами обучаемые – с помощью специальных устройств и систем электронной подписи.

Полученные данные позволяют ранжировать обучаемых по уровню знаний и умений, эффективно совершенствовать задания и методы обучения. Для выполнения заданий могут использоваться модели, тренажёры и др. Дидактические приёмы, основанные на сравнении результатов выполненных заданий, например, с образцом дают наглядное представление о том, на сколько каждый испытуемый владеет необходимыми навыками и знаниями.

Появляется возможность выявлять творческие способности обучаемых, проявляющиеся в процессе решения поставленных перед ними задач. Представляет интерес обнаружение оригинальных самостоятельных решений, свидетельствующих о возможностях и способностях обучаемых. Получаемые данные способствуют раскрытию наиболее сильных и слабых сторон обучаемых, а также предлагаемых им заданий. Это позволяет развивать индивидуальную компоненту образования, направленную на совершенствование процессов обучения, корректировку содержания учебных дисциплин, в конечном счёте – формирование высококвалифицированных специалистов.

Последнее обстоятельство наиболее важно, так как общество сможет получать специалистов, обладающих необходимыми знаниями в соответствующих отраслях науки, производства и т.д. Наиболее вероятно, что обучаемые в дальнейшем будут работать по полученной в вузе специальности. При этом не потребуется их распределять или огорчаться, что выпускники вузов не работают по специальности. Но самое главное заключается в том, что молодые люди смогут осознать что они могут и на что они способны, а значит и развивать имеющиеся у них способности.

Предлагается конкретная методика формирования заданий и использования их в процессе обучения. Алгоритм изучения курса может быть как линейным, так и разветвлённым. Всё зависит от конкретной дисциплины, возможностей учебного заведения обеспечить всем обучаемым на равных условиях выполнение установленных в каждом учебном курсе заданий. Подобная технология может успешно применяться и в средней школе.

Таким образом, совершенствование методов контроля знаний должно базироваться на совершенствовании методов обучения, в которых оценка не самоцель. В традиционно принятом виде она может даже отсутствовать.

Hosted by uCoz