ОБРАБОТКА ТЕКСТОВЫХ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ АНАЛИТИЧЕСКИХ И УЧЕБНО-НАУЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Алешин Л.И.
Одна из важнейших проблем современного общества, с которой постоянно сталкивается практически каждый человек, – принятие какого-либо решения. Она в значительной степени связана с умением индивидуумом находить, как правило, в огромном и всё более увеличивающемся потоке информации нужные ему данные, сведения, информацию и знания. Но это ещё далеко не всё. Затем этот же или иной индивид должен умело переработать найденные данные, отобрать в них необходимые сведения, в большинстве случаев создавая при этом новые знания.
К сожалению, этому не учат ни в средней, ни в высшей школе. Опыт МФПА свидетельствует, что студенты не умеют (а порой и не хотят уметь) правильно отбирать и перерабатывать необходимые им в учебном процессе материалы, например, готовить рефераты и эссе, несмотря на то, что им предоставляются методические материалы и консультации.
Отсутствие подобных навыков негативно влияет не только на выполнение студентами практически любых учебных и учебно-научных работ на всём протяжении их обучения в вузе. Кроме того, этот негатив непременно проявит себя и в их практической деятельности. А между тем высококвалифицированный специалист обязан уметь работать с различными данными (особенно текстами), анализировать и умело сжимать их.
Конечно, предпочтительнее было бы, если бы такие знания молодые люди приобретали в школе, но пока на это не приходится рассчитывать. Более того, как правило, приходится констатировать негативный опыт работы школьников (потенциальных студентов – непрерывное образование) с текстовыми документами. В значительной степени он отражает лишь их навыки находить в необъятных массивах документов в Интернете близкие (релевантные), а порой достаточно точные (пертинентные), по смыслу тексты и просто копировать их. При этом не обращается внимание не только на содержание и новизну материалов, последнее является достаточно критичным в области информационных систем и технологий, но практически все студенты демонстрируют неумение или не желание правильно представлять эти тексты – отсутствует их форматирование, о правилах применения которого совершенно ясно указывается студентам в соответствующих методических материалах (шрифты, абзацы, переносы текста, межстрочные расстояния, размеры страниц и др.).
Часто приходится констатировать, что студенты даже старших курсов не только недостаточно грамотны, но и не научились грамотно работать в таком популярном текстовом процессоре, как Microsoft Word, что негативно сказывается на качество подготовки ими курсовых и дипломных работ.
Все эти печальные выводы приводят к мысли о необходимости с первых же курсов в рамках какой-либо учебной дисциплины ликвидировать данные упущения, обучив студентов методам качественного сжатия текстов с последующим превращением полученных сведений в эссе, рефераты, справки, отчёты и т.п. Попутно отметим, что владение подобными навыками актуально и для уже сложившихся специалистов.
Одним из методов, широко применяемых при реферировании и подготовке к принятию самых различных решений, является структурированный метод логической декомпиляции текста. Основная его суть заключается в том, что в текстах, особенно хорошо структурированных, например, научных или учебных материалах, можно выделить иерархически связанные (С) между собой три категории объектов: надобъекты (Н), объекты (О) и подобъекты (П). Таким образом формируется объектно-ориентированная НОПС-структура текста.
НОПС отражает отработанные человечеством модели анализа проблемных ситуаций. Эта технология преобразования сведений разработана в 1980-е годы специалистами Всесоюзного института межотраслевой информации (ВИМИ) и многие годы используется специалистами Всероссийского института научной и технической информации (ВИНИТИ) при подготовке объектно-ориентированных рефератов. Она позволяет индивидуумам увидеть внутреннюю структуру текста, выделив главные, второстепенные его составляющие и связи между ними, а также находить в тексте предлагаемую автором новизну и др.
Заметим, что практически каждый человек в различных ситуациях подсознательно, особенно для уменьшения окружающего его информационного шума, использует такой метод мышления, что позволяет предлагать НОПС-структуру в качестве универсального интеллектуального фильтра (ИФ) для анализа и декомпозиции текстов и подготовки на её основе вариантов решений. Представим некоторые особенности данного метода.
Зачастую заглавие, обычно в научных и учебных текстах, является главным объектом. Однако это неочевидная характеристика исследуемого документа, особенно в гуманитарной сфере. Отметим также, что в одном тексте может быть несколько объектов разных категорий. При этом надобъектами являются цели, задачи и (или) вышестоящие основания; основной объект характеризует интерес в конкретной ситуации (осознанная необходимость) и может изменяться в зависимости от этой ситуации (постановки задачи); подобъекты представляют собой компоненты основного объекта, а связанные объекты являются аналогами или ассоциациями.
Простейшим способом выявления объектов является последовательное рассмотрение абзацев, поскольку обычно абзац представляет собой опти-мальный объём текста для выражения конкретной мысли. Таким образом изначально следует рассмотреть текст, разделяя порой авторский абзац на несколько логических абзацев. Если у человека, производящего данную процедуру над текстом в текстовом редакторе Word, хватает знаний и опыта, то одновременно он может устанавливать принадлежность абзаца к конкретной категории объекта, например, вводя перед абзацами следующие аббревиатуры: Н1, Н2, О1, О2, П1, П2, П3 и т.д. Если такового опыта нет, то лучше дан-ную процедуру разделить на несколько этапов-итераций. Из полученной сжатой структуры текста легко выявлять нужные пользователю фрагменты, образующие в результате эссе, рефераты, справки, отчёты и т.п.
В заключение отметим, что умение оперативно выявлять и классифицировать объекты является индивидуальным, приобретаемым в результате продолжительной деятельности в данной сфере, свойством людей, что свидетельствует о необходимости упорно работать над освоением метода объектно-документального анализа, полезного индивидам при решении практически любых задач. При этом развивается интеллект, создаются личностные и общественные информационные ресурсы, повышающие качество принятия любых решений и др.
Метод позволяет оптимизировать процесс мышления, создавая на всех этапах информационного процесса чёткую информационную технологию сопряжения естественного интеллекта с компьютерным. Сформированные на базе интеллектуальных резервов индивидуумов и общества структурированные информационные ресурсы можно и целесообразно хранить в различных электронных база и банках данных.