Алешин Л.И.
Формы внестационарного библиотечного обслуживания населения
Обращение к данной теме обусловлено тем, что как ранее, так и ныне внестационарное библиотечное обслуживание весьма актуально, способствует решению самых разных социально-культурных и информационных проблем, в том числе продвижению чтения, как иногда говорится « в слабо читающие слои населения».
Более ста лет существуют и развиваются различные формы внестационарного обслуживания. Они известны, однако в России чётко не систематизированы. Попытка систематизации одной из форм – подвижных библиотек – по видам и странам была предпринята в соответствующем разделе книги Алешин Л.И. Библиотеки. Трансформация и развитие, 2014 г. (название уточняется).
Охватывающих все виды данной формы библиотечного обслуживания литературы в печатном виде нет.
В Интернете можно найти слабоструктурированные или вовсе неструктурированные описания отдельных форм нестационарного библиотечного обслуживания или сведения о них. Как правило, это отдельные статьи отечественных или иностранных специалистов, в том числе касающиеся какого-либо одного вида или формы. В этой области представляют интерес переводные материалы, в большей степени о передвижных библиотеках, выставляемые в Интернете ВГБИЛ по адресу: http://www.libfl.ru/about/dept/librarianship/index.php. Правда, найти эти страницы нелегко – надо на главной странице сайта войти в меню «О библиотеке», затем открыть пункт «Структура», в нём найти пункт подразделения библиотеки «Центр международного библиотековедения, в котором активировать пункт «Зарубежный опыт, события, факты», и уже в нём искать соответствующие систематизированные по годам материалы.
В наибольшей степени в Интернете присутствуют сведения о библиомобилях и библиобусах [1]. В этой связи интересным представляется электронный ресурс в Интернете под названием «Мобильное библиотечное обслуживание в России» (http://www.libmobile.ru/), включающий неполные сведения об отечественном и зарубежном опыте, о библиотечных и социально-значимых проектах обслуживания населения на базе передвижных комплексов. Другие формы вообще слабо описаны и практически давно не выходили в свет отдельным изданием по этой теме.
Отметим, что к традиционным формам внестационарного библиотечного обслуживания принято относить: книгоношество; библиотечные пункты; коллективный, бригадный и заочный абонементы; выездные читальные залы и передвижные библиотеки.
В последнее время появилась новая форма под названием «мобильные библиотеки», подразумевающая использование различных электронных переносных устройств, позволяющих копировать в их память материалы, необходимые их пользователям для чтения, а также обеспечивающих доступ к таким материалам, в том числе размещённым в Интернете, через различные беспроводные системы. Её более точно следовало бы назвать мобильные электронные библиотеки, поскольку термин «мобильные» подразумевает передвижные, а значит библиомобили, библиобусы и т. п., например, использующие обычные тележки.
Попытаемся структурировать формы данного вида библиотечного обслуживания.
Территориально можно выделить формы внестационарного библиотечного обслуживания населения, осуществляемые непосредственно работниками библиотек на своих рабочих местах или людьми, представляющими её в различных удалённых пунктах библиотечного обслуживания. При этом одни формы осуществляются библиотекарями полностью в библиотеке (например, заочный абонемент), другие – сотрудниками библиотеки и их помощниками в качестве книгонош, третьи – работниками удалённых пунктов на своих местах, четвёртые сотрудниками библиотек в составе «передвижек».
Большинство форм внестационарного библиотечного обслуживания населения осуществляется в тесном взаимодействии, например, сотрудников выездной бригады библиотеки совместно с работником библиотечного пункта при проведении культурно-массовых мероприятий и другого или при доставке материалов в пункты обслуживания. Четвёртая форма может осуществляться только выездной бригадой библиотеки.
Две формы обслуживания (книгоношество и заочный абонемент) осуществляются непосредственно работниками библиотеки: первая – из своих стен, а вторая – внутри библиотеки. Правда, для книгоношества могут привлекаться добровольные помощники библиотеки – волонтёры.
Отдельно стоит такая форма, как «мобильная электронная библиотека», поскольку подразумевает наличие индивидуального переносного устройства, обеспечивающего связь со стационарной библиотекой, Интернетом, включающего в свою память различные информационные материалы, и, конечно, позволяющая использовать такое устройство практически где угодно, в том числе в библиотеке.
Попытка схематически представить разделение форм библиотечного обслуживания по территориальной принадлежности представлена на рис. 1.
Рис. 1. Разделение форм обслуживания по территориальной принадлежности
Конечно, данная классификация, как и многие иные, условна, так как, например, передвижная библиотека в качестве выездного мероприятия может работать в удалённом библиотечном пункте и без него, а всю подготовительную работу её работники ведут непосредственно в стенах своей библиотеки. Мобильная (электронная) библиотека в большинстве случаев вообще не зависит от места нахождения. Ограничить её работу могут отсутствие беспроводной связи и Интернета, а также некоторые существующие запреты (авторское право, правило пользования библиотекой и др.).
Другой способ классификации может заключаться в представлении форм внестационарного библиотечного обслуживания населения по их связанности между собой. Здесь будем отталкиваться от двух основных разновидностей обслуживания: стационарного и подвижного.
Очевидно, что библиотечный пункт представляет собой выделенное стационарное место, оборудованное, как правило, на территории удалённого населённого пункта, а также работы или учёбы пользователей библиотеки. Причём обслуживающая его библиотека тесно взаимодействует с сотрудником такого пункта и его пользователями. Отсюда следует, что такие формы библиотечного обслуживания, как коллективный и бригадный абонемент, в рассматриваемом случае можно считать разновидностью библиотечного пункта.
К стационарному виду обслуживания можно отнести и заочный абонемент. Основным видом внестационарного обслуживания является использование различных форм и способов передвижения. К таковым отнесём, в первую очередь различные виды подвижных библиотек, а также выездной читальный зал и книгоношество.
В результате схематически можно представить классификацию внестационарного библиотечного обслуживания населения по связанным между собой формам обслуживания, использующим стационарное и подвижное обслуживание (рис. 2).
Рис. 2. Разделение внестационарного библиотечного обслуживания населения по связанным между собой формам обслуживания
Очевидно, что форма «мобильное электронное обслуживание» может принадлежать к любому рассматриваемому варианту, а книгоношество, как и выездной читальный зал можно отнести к форме «Подвижные библиотеки». При этом они, особенно библиобусы и библиомобили, могут служить временной альтернативой стационарной библиотеки в районах-новостройках или в сельской местности, где таковой не будет, а также могут работать во время ремонта стационарной библиотеки и др.
Отметим, что собственно подвижные библиотеки имеют множество вариаций, которые также целесообразно систематизировать. Так, по способу передвижения их можно разделить на использующие различную живую (тягловую)[2] и автотехническую силу. В этом случае возможно представить их двумя подклассами:
1) с использованием животных,
2) на базе автомототехники (с использованием моторов).
Первый подкласс включает таких парнокопытных, как: лошади, волы, ослы (ишаки), верблюды, слоны и даже олени. Кроме того, в Австралии с этой целью пытаются использовать кенгуру. При этом на животных могут навьючиваться соответствующие грузы или они могут запрягаться в самые разнообразные повозки, в последнее время оборудуемые современными компьютерными, телекоммуникационными программно-техническими и иными средствами.
Второй подкласс включает авто-мототехнические средства, передвигающиеся по суше и воде. К последним относят лодки, катера и пароходы. Возможно использовать подвижные библиотеки и в воздушном пространстве, например, самолеты, вертолеты и даже воздушные шары (дирижабли). Заметим, что даже в космосе создавалась мини библиотечка.
К авто-мототехническим средствам относят: мотоциклы, автомобили, в том числе грузовые и трейлеры, тягачи и прицепы, а также вездеходы, а к не моторным средствам можно отнести ручные тележки и велосипеды. К этим средствам надо причислить и передвижные библиотеки, оборудуемые на городском и ином (пригородном и дальнего следования) транспорте (автобусы, троллейбусы, трамваи, метро, поезда).
Обобщённое изображение этого подкласса представлено на рис. 3.
Рис. 3. Класс авто-мототехнических подвижных библиотек
В заключение отметим, что достаточно полно аспекты внестационарного библиотечного обслуживания рассмотрены в пособии Алешина Л.И. с аналогичным названием, выход которого намечен в издательстве Литера в 2014 г.
[1] Выделение этих двух видов подвижных библиотек связано с
представлением о том,
что первый обычно создаётся на базе тягача с фургоном,
а второй – автобуса.
[2] Тягло – животные для тяги, перевозки чего-нибудь.