Алешин Л.И. Современная библиотека как информационный и досуговый центр

Алешин Л.И.

Современная библиотека как информационный и досуговый центр

Куда мы идём как читатели, понятно – в реальную (физически существующую) или виртуальную (представленную в Интернете) библиотеку. Последних всё больше и больше и не за горами тот день и час, когда практически все библиотеки страны будут иметь свои представительства в Интернете – сайты, блоги и порталы. Зачем мы туда идём? Даже если мы только читатели, то далеко не всем необходимо читать информацию в стенах библиотеки или брать её в библиотеке. Чем в этом случае обычно обусловлен приход в библиотеку? Как правило, двумя основными обстоятельствами.

Первое означает, что библиотека представляет идеальное, а порой и единственное место, где индивид может спокойно почитать и даже поработать с информацией, однако, обычно только с той, которая имеется в библиотеке. Приносить свои материалы для работы в библиотеках страны обычно не принято, а кое-где и запрещается. В последнее время такое табу успешно преодолевается, особенно когда библиотека разрешает своим читателям (пользователям) приносить собственные переносные компьютерные устройства или даже предоставляет на время работы в библиотеке свои и бесплатный выход в Интернет. При этом мы даже не рассматриваем вопросы, связанные с авторским правом (возможности копирования), которые Интернетом легко преодолеваются, а некоторые специализированные организации легко решают, например, ЛитРес (агрегатор и магазин электронных и аудиокниг, эл. адрес – http://www.litres.ru/).

Второе – возможностью иметь необходимые компьютерно-телекоммуникационные средства и выход в Интернет. Конечно, информационное неравенство существует и тем, кто не может его преодолеть самостоятельно, могут помочь библиотеки, оснащённые необходимыми компьютерно-телекоммуникационными средствами и выходом в Интернет.

Однако, в ряде случаев, что происходит всё чаще, библиотека не может удовлетворить информационные потребности своих читателей, а сама по себе глобальная компьютерная сеть Интернет – может. Здесь, конечно, следует отметить, что в последнем случае далеко не всегда можно найти нужную и, особенно, достоверную, полную и точную информацию. Получается, что для того, чтобы взять книгу и почитать её дома или в библиотеке, последняя в печатном виде не так уж и необходима, о чём, в частности, свидетельствуют опросы студентов ряда вызов г. Москвы. Что же ещё можно делать в библиотеке, почему мы туда идём? Здесь также можно выделить две основные причины.

Во-первых, библиотека и ранее была местом общения (в России, как правило, культурно просветительного). Не будем перечислять все возможные формы такового, но отметим, что и прежде в библиотеках существовала кружковая и культурно-массовая деятельность. Она стала расширяться, а кое-где и возникать, особенно с распадом СССР и исчезновением значительного числа Дворцов и домов культуры. При этом жителям, особенно проживающим на малых административных территориях, просто стало некуда пойти, чтобы пообщаться, обменяться опытом, помастерить и т. д. И, поскольку свято место пусто не бывает, библиотеки всё чаще и во всё большем объёме берут на себя эти функции. При этом читатели библиотек всё чаще превращаются в пользователей и посетителей этих институтов. Более того, библиотеки не только меняют содержание своей работы, но и названия[1].

Во-вторых, естественно, посещать библиотеки стало возможным не только в качестве читателя, и даже посетителя мероприятий или кружков. Реагируя на происходящие в мире общественные и иные изменения, библиотеки расширяют спектр своих услуг и предлагают своим посетителям иные, несвойственные библиотекам услуги. Например, библиотеки создают свободные пространства – лофты [2] для организации многофункциональных культурных мероприятий (различных инсталляций, показов, галерей, выставок, работы небольших групп и др.), как правило, для подростков. Например, для создания анимационного видео, страниц в Интернете, музыкальных произведений, записи их на электронные носители, проведения концертов и др. [3]. Причём интерьер такого помещения может быть неизменным, а может видоизменяться в зависимости от проводимых в нём мероприятий. По мнению первых создателей таких зон в библиотеках, лофты должны стать убежищем от родителей, учителей и даже библиотекарей, где подростки могут общаться между собой, шуметь и делать совместно что-нибудь полезное. В лофте не действуют обычные правила поведения в библиотеке, а утверждаются «только три правила: «уважай себя, уважай других и уважай место, где ты находишься» [4].

Кроме того, библиотеки всё больше вовлекают и привлекают своих посетителей в организацию и проведение различных видов деятельности (мероприятий). При этом сотрудники библиотек стараются жёстко не выделять посетителей по возрасту, то есть во взрослую библиотеку, например, родители могут приходить с детьми и наоборот – и тем и другим найдётся чем заняться.

Последнее обстоятельство, в совокупности с перечисленными выше возможностями современных библиотек, может и должно привлечь к ним большое количество самых разных посетителей, в независимости от того, как будут называться библиотеки. Заметим, что в мире и России наметилась устойчивая тенденция объединения библиотек с иными культурными и просветительскими институтами (информационными центрами, государственными, как правило социальными, службами, музеями, театрами и т. д.), а также с государственными, социальными службами и торговлей. И нет в этом ничего предосудительного.

Другая мировая тенденция, связанная, в том числе и с библиотеками, получила название «третье место» [5]. Известно, что первое место – это дом, а второе – работа. Поэтому третье место – это публичное пространство, которое хотя не является ни домом, ни офисом, но в нём человек может почувствовать себя защищённым и может пользоваться этим пространством для работы и для отдыха. Итак, идём мы в библиотеку или по-иному называющийся подобный институт не столь важно. Главное, что мы вероятнее всего туда пойдём. В этой связи приведём слова А.В. Соколова, который считает, что при этом «…прикладные функции библиотеки могут сохраняться или даже расширяться по составу. Благодаря этому библиотеки-мутанты способны более полно удовлетворять потребности общества, чем традиционные библиотечно-библиографические центры» [6].

Перефразируя слова А.В. Соколова, можно сказать, что в современном информационном обществе важны социально-культурные преобразования, а в них «хороший библиотекарь, интеллигент-книжник важнее хорошего компьютера с широкополосным Интернетом. …не информационная функция, а гуманистическая миссия должна стать приоритетом наших библиотек» [7].

Так, куда же идти взрослым, подросткам и детям? Думаю, что зачастую такой площадкой может стать, неважно, каким образом организованное именно «третье место», в котором обязательно должны оказываться библиотечно-информационные услуги и предоставляться разнообразные информационные ресурсы. С целью обозначения таких мест был придуман специальный знак, которые не только устанавливается на фасадах соответствующих зданий, но и фиксируется на картах населённых пунктов, например, было предложено отмечать им третьи места на карте Москвы.


[1] Об трансформации названий библиотек прочитать, например, в тезисах Алешина Л.И. Что в имени твоем – библиотека? // Библиотечное дело-2012: Библиотечно-информационная деятельность в пространстве науки, культуры и образования: Матер. 17-ой междунар. науч. конф. 25-26 апреля 2012 г.–М.: МГУКИ, 2012.–14-17 с.

[2] Лофт (англ. «loft» – «чердак») – не только стиль интерьеров и мебели, но и, как правило, изолированная зона решения различных задач. Обычно лофт любят творческие люди.

[3] Инновационные библиотечные программы для подростков.– Режим доступа: http://www.bibliograf.ru/materials/digest/2565/.

[4] Там же.

[5] Третье место – это не офис и не дом, а пространство в городе и ином населенном пункте для учебы, деловых встреч и работы, где правильно организовано пространство, есть Wi-Fi, и куда просто добраться.

[6] Соколов, А.В. Миссии и мутации библиотек. Раздумья интеллигента-книжника// Библиотечное дело, №14, 2009.–С. 2–10. –Режим доступа: www.bibliograf.ru.

[7] В поисках библиотечного счастья: от «чистки сараев» к действенному гуманизму//Университетская книга, апрель, 2013.– Режим доступа: http://www.unkniga.ru/biblioteki/bibdelo/1293-v-poiskah-2.html.