МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ

Кафедра компьютеризации и коммуникации

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для студентов 4 курса заочного факультета

библиотековедения, библиографии и информатики

 

Москва 1999


Утверждено кафедрой компьютеризации и коммуникации

5 декабря 1997г.

 

Составитель: канд. пед. наук, доцент

Л.И. Алешин

 

г Московский государственный университет культуры, 1999.

г Л.И. Алешин


Пояснительная записка

Согласно стандарту на высшее библиотечно-библиографическое образование в Российской Федерации, курс “Технические средства библиотечно-библиографической деятельности” является специальной учебной дисциплиной, обязательной для изучения во всех высших учебных заведениях страны, ведущих обучение по специальности 05.25.03 “Библиотековедение и библиография”. Данные рекомендации предназначены для студентов заочного факультета библиотековедения, библиографии и информатики МГУК и использования при подготовке аналогичных специалистов в вузах культуры и искусства, а также педагогических вузах в России.

Фундаментальные знания информационных технологий, технических и программных средств в библиотечном деле нужны любому квалифицированному библиотечному специалисту для своевременного и качественного обеспечения пользователей необходимыми им данными; позволяют использовать их в своей практической деятельности. Главная задача настоящего курса - дать студенту комплексное представление о назначении, возможностях использования широкого спектра технических средств и технологических решений для своевременного и качественного выполнения информационных потребностей. С этой целью обучаемым дают теоретические знания и практические навыки применения новых информационных технологий в библиотечно-библиографической деятельности, представление об основных направлениях механизации и компьютеризации библиотечно-библиографических технологических процессов.

В процессе изучения курса значительное внимание уделяется методам и средствам эффективного использования в библиотеках современных информационных технологий. Студенты получают практические навыки работы с техническими средствами, используемыми в библиотеках.

Методические рекомендации составлены в соответствии с программой и тематическим планом курса. Используемые методические приемы нацелены на повышение мотивации студентов к освоению данной дисциплины и позволяют им организовать изучение предмета по собственной, индивидуальной траектории для более его успешного усвоения.

В период зачетно-экзаменационной сессии студентам-заочникам 4 курса читается 8 час. лекций (6 тем) и проводится 4 час. лабораторно-практических занятий. Основной является самостоятельная работа студентов (60 час.) с рекомендованной литературой и данными методическими материалам, которые выдаются студентам заблаговременно. Студент обязан самостоятельно проработать все выделенные жирным курсивом в тексте, а также предложенные в указаниях для самопроверки вопросы.

Варианты заданий представлены в приложении. Изучение курса заканчивается зачетом.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ТЕМАМ КУРСА

 

Тема 1. Механизация и компьютеризация библиотечно-библиографических процессов: цели, основные направления и средства, типы библиотек

Основные вопросы: Цели и направления использования средств автоматизации и механизации в библиотеках; классы (типы) библиотек (специфика, основные характеристики); особенности использования средств механизации; автоматизация библиотек на основе использования средств компьюникации библиотечных процессов.

Механизации и автоматизации в библиотеке может подвергаться одно или несколько ее подразделений, а также библиотека, библиотечная система или сеть библиотек в целом. Для принятия соответствующего решения необходимо осуществить паспортизацию и определить на ее основе типы библиотек как объектов механизации и автоматизации. С точки зрения применения технических средств, библиотеки можно дифференцировать по: составу читателей и фондов (универсальные, специальные и др.); масштабу деятельности (федеральные, республиканские, региональные, ЦБС, вузовские и др.), объему фонда и т.п. Существуют различные подходы к делению библиотек, как объектов информатизации, на типы. Так, например, в зависимости от объема фонда различают три группы: крупные (крупнейшие), средние и малые библиотеки.

Цели и основные направления механизации и автоматизации библиотечно-библиографических процессов связаны с главной задачей библиотек - оперативным обеспечением пользователей необходимой релевантной информацией. Достижение этих задач становится возможным на основе применения соответствующих технических, программных средств и оргтехники и направлено на:

а) увеличение производительности и качества труда библиотечных работников для оперативного и культурного обслуживания читателей;

б) расширение возможностей библиотечно-библиографического обслуживания на платной и бесплатной основе.

Средства механизации могут быть использованы в большинстве библиотечных процессов. Некоторые из них помогают взаимодействию нескольких библиотечных процессов, т.е. являются общими для них. Рассмотрим средства механизации в книгохранилище (организационные и обслуживающие составляющие). Организационная составляющая в любой области деятельности может быть представлена в виде процессов умственного и физического труда. Умственные процессы невозможно механизировать. Процессы физического труда в фонде библиотеки представляют собой действия, связанные с размещением, перемещением и расстановкой документов в фондохранилище, а также профилактическими работами по сохранению и восстановлению хранимых в нем документов. Обслуживание в фонде подразумевает прием и передачу читательских требований, подбор заказанной литературы, фиксирование выданных документов и сроков их возврата в фонд, доставку отобранных документов на кафедру выдачи и возвращение на место хранения и др. На основе имеющегося опыта и рекомендованной литературы следует аналогичным образом рассмотреть другие библиотечные процессы. Студентам предлагается перечислить основные средства механизации в библиотеке и дать им краткую характеристику.

Автоматизация библиотечно-библиографических процессов имеет более чем 50-летнюю историю. В связи с отсутствием задачи создания библиотек-автоматов, предлагается рассматривать проблемы не комплексной, а частичной автоматизации библиотек, а точнее – библиотечных процессов.

Существующий в настоящее время хаотический (не системный, не информационный) подход к проблеме компьютеризации библиотечно-библиографических процессов изобилует множеством отрицательных воздействий, которые зачастую приводят к замедлению и отвержению процесса внедрения компьютерных технологий в отечественные библиотеки или разочарованию, психологическому неприятию их. Так называемый “психологический барьер” возникает в большей степени у немолодых сотрудников библиотек как защитная реакция индивида на любые попытки изменить налаженную в течение длительного периода его жизни и работы последовательность действий, выполнения процедур и т.п.

Можно назвать, по крайней мере, два основных положения, побуждающих библиотеки внедрять современные информационные технологии. Во-первых, потребность предоставления традиционных и совершенно новых оперативных и качественных информационных и иных услуг пользователям. Во-вторых, осознание необходимости эффективного использования библиотеки (помещений, фондов, людских ресурсов и др.) для выживания в сложных современных экономических условиях. Студентам предлагается перечислить основные средства автоматизации в библиотеке и дать им краткую характеристику.

 

Вопросы для самопроверки:

1.Различные варианты типизации библиотек (по материалам рекомендуемой литературы).

2.Какие средства механизации библиотечных процессов известны вам?

3. Составляющие процессов механизации и автоматизации.

3. Какие библиотечные процессы можно механизировать, компьютеризировать?

4. Информационные составляющие процессов компьютеризации библиотек.

5. Зачем нужно компьютеризировать библиотеки, всегда ли это нужно и для всех ли типов библиотек?

6. Чем обусловлен “психологический барьер” библиотекарей к компьютерным технологиям?

7. Что побуждает внедрять или не внедрять в вашей библиотеке (вашего региона и т.п.) современные информационные технологии?

 

Литература:

1. Библиотеки и библиотечное дело в США: комплексный подход/ Под. ред. В.В.Попова.-М.: Логос,1993.-296 с.

2. Вислый А.И., Мосягин В.В. Компьютеризация библиотеки: постановка задачи// Науч. и техн. б-ки.-1992.-№8.-С.34-39.

3. Казменко С.В. Первые шаги автоматизации в библиотеке// Науч. и техн. б-ки.-1991.-№10.-С.36-39.

4. Ленч Б. Будущее библиотек // Науч. и техн. б-ки.-1996.-№4.-С.27-37.

5. Ляшенко И.П., Михалкина О.Б., Татаринов В И., Цуркан В. В. Механизация и автоматизация библиотечных процессов: Курс лекций / Под ред. В.В. Цуркана.-М., 1992.- Ч.1.- 92 с.

6. Медведев Ю.Г. Комплексный подход к оценке эффективности автоматизированной библиотечной технологии//Тез.докл.междунар.науч.конф. ученых., асп., студ. 21-24 мая 1996 г.Самара:СГИИГ,1996.-С.456-457.

7. Мосягин В.В. Компьютеризация библиотеки// Науч. и техн. б-ки.-1995.-№10/11.-С.57-68.

8. Столяров Ю.Н. Родово-видовая типологическая классификация библиотек // Библиотековедение.-1996.-№3.-С.25-39.

9. Сукиасян Э.В. Классификация или типология?// Науч. и техн. б-ки.-1996.-№10.-С.2-10.

10. Сукиасян Э.В. Компьютеризация библиотеки: с чего начать и чем закончить?// Науч. и техн. б-ки.-1993.-№12.-С.19-30.

11. Технические средства библиотечной работы: Учебное пособие/ Под ред. А.В. Соколова, М.:Книга,1982.-272 с.

12. Шрайберг Я.Л., Воройский Ф.С. Автоматизированные библиотечно-информационные системы России: состояние, выбор, внедрение, развитие.-М.:Либерия. ГПНТБ России, 1996.- 273 с.


Тема 2. Классификация технических и программных средств, используемых в библиотеках

Основные вопросы: систематизация технических и программных средств для эффективного решения задач информатизации библиотек. Виды технических средств в библиотеке.

Построить единую классификацию, охватывающую все технические средства, применяющиеся в библиотечном деле, трудно, так как эти средства сильно отличаются друг от друга по принципам действия, областям применения, уровню сложности. Используют несколько оснований деления для их систематизации. Технические средства можно разделить на два класса: универсальные, предназначенные для использования в различных областях народного хозяйства и учреждениях, а также специальные, созданные для эксплуатации в специфических условиях библиотек.

По принципу действия библиотечно-библиографические технические средства в 80-е гг. подразделяли на: механические (тележки для книг, пишущие машинки, раздвижные стеллажи и т.д.); электромеханические (лифты и конвейеры для транспортировки книг, электрические пишущие машинки и др.); электрические (телефонная, телетайпная, радио-, спутниковая и др. виды связи, датчики электрических сигналов); фотооптические (микрофильмирующие устройства, фотонаборные машины, фотооптические датчики сигналов); электронные (ЭВМ, промышленное телевидение, электронные датчики сигналов и др.); пневматические (пневмопочта, подъемники). Однако таким образом достаточно трудно классифицировать используемые в библиотеках технические средства, т.к. многие их них относятся к нескольким типам одновременно, другие вообще трудно классифицировать. При этом электронные средства в библиотеке чаще всего называют компьютерными универсальными техническими средствами.

Программные средства, в свою очередь, делятся на традиционные (например, программа проведения вечера встречи с ветеранами труда) и компьютерные. В последних можно выделить три класса: системные, инструментальные и прикладные. Каждые из названных классов делятся на подклассы. К классу системных программных средств относят операционные системы, программы “оболочки” и языки программирования. Инструментальные программные средства подразумевают программы-полуфабрикаты для разработки конкретных пользовательских программ (например, СУБД), обучающих, контролирующих и др. программ. Прикладные программы составляют текстовые, табличные, графические редакторы (процессоры), информационно-поисковые системы (базы данных), обучающие, игровые и т.п. программы, а также интегированные (пакеты) прикладные программы, включающие в себя набор названных программ, имеющих возможность обмениваться данными между собой.

По назначению (т.е. функции по отношению к информации) технические средства могут быть классифицированы следующим образом, средства: составления документов (творческие, технические – пишущие машинки, диктофоны, ручки и карандаши); ведения счетных операций (ручные, электромеханические, электрические и электронные); размножения и копирования документов (полиграфические, оргтехника); обработки, хранения (стеллажи, картотеки) и поиска документов (мебель, оргтехника, механические, электрические, электронные и др.); транспортирования; сигнализации и т.п.

Средства обработки документов в общем случае предназначены для механизации и автоматизации процессов делопроизводства. В библиотечном деле они служат также для обработки поступающей в библиотеку и необходимой читателям информации.

К средствам хранения информации предъявляются требования надежности и долговечности хранения, компактности, обеспечения быстрого доступа к документам и т.п. Одним из важных факторов хранения является создание физико-химической среды, обеспечивающей сохранность различных материалов носителей информации.

Средства транспортирования служат для передачи носителей информации от одного абонента другому, как правило, внутри одного помещения (тележки, транспортеры и конвейеры, лифтовые подъемники, пневматическая почта и др.).

Студентам следует рассмотреть возможность применения в библиотеке различного оборудования для сортировки и обработки документов (бумагорезальные, конвертоклеящие, штемпелевальные, проволокошвейные, пачковязальные машины и устройства, средства нанесения защитных покрытий на документы /ламинаторы/ и др.).

Существуют и другие классификации, мало отличающиеся от представленных выше. Любая классификация является обобщенной и обычно не учитывает некоторые виды техники, а также их взаимосвязь. Тем не менее, рассмотренных выше классификаций достаточно для представления того, насколько разнообразен парк технических средств в библиотеке, о дополнительных потребностях эксплуатации его и постоянного поддержания в рабочем состоянии. Студентам предлагается дать собственные варианты классификации технических и программных средств в библиотеке.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Классификация компьютерных технических средств (по материалам рекомендуемой литературы).

2.Классификации компьютерных программных средств (по материалам рекомендуемой литературы).

3. Приведите примеры средств хранения, поиска и транспортирования документов в библиотеке.

4. Виды материалов носителей информации.

5. Способы хранения информации.

 

Литература:

1. Астапович Е.Г. Классификация библиотечных технологических процессов// Науч. и техн. б-ки.-1994.-№11.-С.17-43.

2. Библиотеки и библиотечное дело в США: комплексный подход/ Под. ред. В.В.Попова.-М.: Логос,1993.-296 с.

3. Гришин А.В., Ушакова А.М. Предложения по классификации библиотек// Науч. и техн. б-ки.-1994.-№5.-С.3-22.

4. Деева А.С., Скорикова И.А. Хранение и использование фондов// Науч. и техн. б-ки.-1995.-№12.-С.24-30.

5. Ляшенко И.П., Михалкина О.Б., Татаринов В И., Цуркан В. В. Механизация и автоматизация библиотечных процессов: Курс лекций / Под ред. В.В. Цуркана.-М., 1992.- Ч.1.- 92 с.

6. Столяров Ю.Н. Библиотека: структурно-функциональный подход.-М.:Книга,1981.-255 с.

7. Столяров Ю.Н. Родово-видовая типологическая классификация библиотек // Библиотековедение.-1996.-№3.-С.25-39.

8. Сукиасян Э.В. Классификация или типология?// Науч. и техн. б-ки.-1996.-№10.-С.2-10.

9. Технические средства библиотечной работы: Учебное пособие/ Под ред. А.В. Соколова, М.:Книга,1982.-272 с.


Тема 3. Основные принципы компьютеризации библиотечных процессов

Основные вопросы: успех компьютеризации библиотеки связан с правильной организацией этого процесса. Рассматриваются основные принципы, последовательное выполнение которых способствует наиболее эффективному решению названной задачи.

В 1971 г. известный зарубежный специалист Х.Х. Бернштейн сформулировал 12 принципов организации работ по автоматизации библиотечных процессов, следование которым позволяет наиболее эффективно решать задачи компьютеризации библиотечных процессов практически в любых библиотеках. Детальное рассмотрение этих принципов с учетом специфических особенностей нашей страны позволяет объединить некоторые из них, получив, таким образом, 7 принципов.

Принцип 1. Решение о создании компьютерных систем в библиотеке должно быть обосновано с учетом имеющихся данных библиотечной статистики, необходимых времени, персонала, финансовых ресурсов и т.п., представленных в виде специального задания.

В результате реализации данного принципа должно появиться Техническое задание на разработку, утвержденное руководителем библиотеки. Рекомендуется согласовывать данный документ с вышестоящим руководством, принимающим решения о развитии, функционировании, финансировании данной библиотеки или библиотечной системы. В Техническом задании указываются основные количественные характеристики библиотеки, территориальное расположение, внутренние и внешние связи, процессы, подлежащие компьютеризации, и т.п., например, путь книги. В качестве приложения целесообразно представить структурные схемы подразделений, должностные и др. инструктивные материалы, используемые в данной библиотеке.

Принцип 2. На основе Технического задания должен быть разработан Проект организации работ по компьютеризации библиотечных ппроцессов, обязательно согласованный с вышестоящей инстанцией.

Такие документы для библиотек должны разрабатывать специализированные организации. Ввиду их отсутствия, предлагается разрабатывать Эскизный проект, содержащий несколько частей, организованных по принципу этапного выполнения работ. Преамбула проекта включает в себя основные данные Технического задания. Первым этапом эскизного проекта является системный (информационный) анализ существующих традиционных технологий в данной библиотеке, который обычно называют предпроектным исследованием. На основе полученных результатов (в первую очередь, количественных и качественных характеристик) обследования формируются требования к приобретению необходимых технических, программных и оргсредств, мебели и др. оборудования; обеспечению соответствующей безопасности, проведению строительно-монтажных и ремонтных работ; обучению персонала; объему необходимого финансирования. Работы могут проводиться в один или несколько этапов, однако и завершающий этап промышленной эксплуатации созданной системы не является окончательным. Совершенствование работы библиотеки - процесс непрерывный.

Принцип 3. Следует назначить ответственного от библиотеки руководителя проекта и выполняющего все работы, связанные с его реализацией.

Ответственным лицом в библиотеке является ее директор. Однако директор назначает заместителей или в приказном порядке поручает отдельным работникам выполнение конкретных заданий, являющихся с этого момента их обязанностями. Ответственным руководителем проекта компьютеризации библиотеки обычно назначают ее главного инженера, заместителя директора (например, по автоматизации или информатизации), а также поручают эту работу одному из заведующих отделами или наиболее подходящему для этой работы работнику библиотеки. К выполнению данных работ могут привлекаться сторонние специалисты на правах помощников или консультантов.

Принцип 4. Необходимо организовать изучение результатов работы других библиотек в области автоматизации библиотечных процессов.

Сам по себе принцип тривиальный и в пояснении не нуждается. Следует отметить лишь необходимость его выполнения и целесообразность проведения анализа (сравнения) вариантов компьютеризации в различных библиотеках с целью адаптации полученных данных к типу, условиям и др. показателям компьютеризируемой библиотеки. Здесь важно обращать внимание в первую очередь на библиотеки, аналогичные по большинству параметров.

Принцип 5. Важно назначить ответственных за реализацию отдельных элементов проекта.

Данный принцип также достаточно понятен и свидетельствует о потребности составления детального (подробного) алгоритма действий по компьютеризации библиотеки с указанием сроков исполнения и ответственных лиц по каждому конкретному пункту проекта. Желательно предусмотреть варианты решения отдельных пунктов, которые возникают по объективным, субъективным и независящим от нас причинам.

Принцип 6. Должно осуществлять постоянное обучение сотрудников.

Потребность в осуществлении данного принципа связана с научно-техническим прогрессом, который невозможно остановить. Следовательно, в библиотеках будет появляться все более сложная и разнообразная техника, заменяться или модернизироваться устаревшие технические и программные средства и т.п., что, несомненно, требует постоянного обучения работников библиотеки. Кроме того, парадигма создания информационного общества одной из задач ставит непрерывное обучение взрослых, связанных с любыми отраслями знаний и областями народного хозяйства, особенно в сфере услуг, во всем мире.

Принцип 7. Необходимо создать соответствующие условия для успешной компьютеризации библиотеки.

Использование компьютерных технологий вызывает потребность привлечения в библиотеки не только специалистов для поддержания в рабочем состоянии компьютерных техники и программ, т.е. увеличение штата предприятий и материальных затрат, но и выполнение основными работниками библиотек большего объема работ практически в те же сроки. Выделяют следующие основные пути совершенствования работы библиотекарей, использующих компьютерные программно-технические комплексы и системы: изыскание возможностей материального поощрения сотрудников, активно участвующих во внедрении этих комплексов и обеспечение (создание) условий, которые бы способствовали интенсификации труда библиотекарей не в ущерб их здоровью. Реализация последнего базируется на создании комфортных условий как работникам библиотеки, так и пользователям информации, осуществляемых на основе выполнения санитарных, эргономических (освещение, мебель, форма и окраска помещений и др.) и иных требований. Наибольший эффект достигается при одновременном выполнении названных положений.

Студентам предлагается самостоятельно дать программу компьютеризации любого типа библиотеки (по согласованию с преподавателем).

 

Вопросы для самопроверки:

1. Основные элементы Технического проекта компьютеризации библиотеки.

2. Количественные характеристики библиотеки.

3. Структурные схемы подразделений библиотеки.

4. Основные этапы, включаемые в Эскизный проект компьютеризации библиотеки.

5. Что делается на этапе предпроектного исследования?

6. Чем обусловлено деление Эскизного проекта на несколько этапов?

7. Основные качества ответственного руководителя проекта компьютеризации библиотеки.

8. На что следует обращать внимание при изучении опыта компьютеризации в других библиотеках?

9. Чему и как надо обучать библиотекарей?

 

Литература:

1. Агеева Т.И. Непростые проблемы внедрения компьютерных технологий// Науч. и техн. б-ки.-1995.-№5.-С.20-25.

2. Библиотеки и библиотечное дело в США: комплексный подход/ Под. ред. В.В.Попова.-М.: Логос,1993.-296 с.

3. Болл Д., Спайс К. Модель универсальной научной полнотекстовой электронной библиотеки// Науч. и техн. б-ки.-1997.-№6.-С.3-11.

4. Вислый А.И., Мосягин В.В. Компьютеризация библиотеки: постановка задачи// Науч. и техн. б-ки.-1992.-№8.-С.34-39.

5. Вислый А.И., Мосягин В.В. Компьютеризация и библиотечные технологии// Науч. и техн. б-ки.-1992.-№12.-С.34-39.

6. Казменко С.В. Первые шаги автоматизации в библиотеке// Науч. и техн. б-ки.-1991.-№10.-С.36-39.

7. Ленч Б. Будущее библиотек // Науч. и техн. б-ки.-1996.-№4.-С.27-37.

8. Ляшенко И.П., Михалкина О.Б., Татаринов В И., Цуркан В. В. Механизация и автоматизация библиотечных процессов: Курс лекций / Под ред. В.В. Цуркана.-М., 1992.- Ч.1.- 92 с.

9. Мосягин В.В. Компьютеризация библиотеки// Науч. и техн. б-ки.-1995.-№10/11.-С.57-68.

10. Шрайберг Я.Л., Воройский Ф.С. Автоматизированные библиотечно-информационные системы России: состояние, выбор, внедрение, развитие.-М.:Либерия. ГПНТБ России, 1996.- 273 с.

11. Хайцева Л.Б. Центр библиотечной информатизации// Науч. и техн. б-ки.-1997.-№8.-С.41-45.

12. Черняева Г.П. Компьютеризация библиографической работы // Науч. и техн. б-ки.-1993.-№11.-С.28-31.


Тема 4. Средства транспорта и связи в библиотеках. Оргтехника

Основные вопросы: применение универсальных и специализированных средств транспорта, связи и оргтехники в библиотеках.

Библиотеками могут использоваться различные средства транспорта; чаще всего это автомобильный наземный транспорт. Необходимо различать средства транспорта и транспортирования. Последние имеют отношение к хранению и обслуживанию читателей в библиотеке и рассматривались в теме №2. Примером транспортных средств для библиотеки могут служить микролитражные (“Москвич”, “Жигули” и др.) или малотоннажные (“Латвия”, “Газель” и т.п.) автомобили и библиобусы. В библиотеке также могут использоваться электромобили и др. транспортные средства. Студенты должны дать перечень транспортных средств и краткое описание их назначения в библиотеке.

Виды связи общего назначения делятся на проводные (телефонные, телеграфные и т.п.), радио (радиостанции, сотовые телефоны и др.), радио-релейные и космические (спутниковые). Средства связи представляют собой различные виды телефонных, факсимильных, телеграфных аппаратов и компьютеров с модемами. Они могут работать, используя любые виды связи. Пользователь обычно не знает, какие виды связи были задействованы при организации сеанса связи, в котором он участвовал. Современные средства связи предоставляют пользователям десятки и сотни различных сервисных услуг (сервисов), например, выяснение времени и погоды в любой точке планеты, уточнение расписания движения различных видов транспорта, возможность автоматического заказа билетов и номеров гостиниц, автоматического переключения вызова на другой телефонный аппарат или пейджер, циркулярной посылки информации нескольким абонентам одновременно и др. С точки зрения применения средств связи, они бывают общего, местного и комбинированного назначения. К местному относят обычно оборудование учрежденческих телефонных станций, используемое внутри одной организации на ограниченной территории. В случае подключения его к кабелям внешних (городских и т.п.) телефонных линий, говорят о комбинированных средствах связи. Студенты должны представить вариант использования средств связи в библиотеке.

Средства оргтехники подразумевают канцтовары, оперативное множительное и полиграфическое оборудование, средства связи. Не предполагается специально рассматривать используемые в библиотеке канцтовары. Студентам предлагается составить перечень основных видов канцтоваров, используемых в библиотеке. В качестве оперативно-множительного оборудования в большинстве библиотек в настоящее время широко используются копировально-множительные аппараты (копиры). Не следует называть их “ксероксами”, т.к. это название одной из фирм, оборудование которой получило широкое распространение в нашей стране. Достаточно широк диапазон фирм и типов этого оборудования: от самых простейших, позволяющих делать ограниченное количество копий документов формата А4 (стандартный лист бумаги размером 210х297 мм), до маштабирующих (уменьшающих и увеличивающих) высококачественных и высокопроизводительных аппаратов, использующих формат А3 (размером в два листа формата А4). Студентам необходимо описать один из видов копиров (назначение, возможности и т.п.).

Полиграфическое оборудование используется, главным образом, в крупных библиотеках для создания собственной полиграфической базы, например, в РГБ, ГНБ, ГПНТБ, ЦНСХБ, а также ряде вузов и др. Сегодня практически не выпускается такое оборудование специально для библиотек. Обычно применяются универсальные полиграфические технические средства и оборудование преимущественно зарубежных фирм-изготовителей. В настоящих указаниях не представляется возможным описать все многообразие этих средств от простейших брошюраторов и сшивателей до сложнейших ротаторов и т.п. Используется также специальное полиграфическое оборудование, подключаемое к компьютерам для печати оригинал-макетов непосредственно их компьютерных издательских программ. Дайте перечень названий компьютерных программ создания оригинал-макетов.

 

Вопросы для самопроверки:

1.Средства транспорта в библиотеке: их назначение и основные характеристики.

2. Библиобусы как средства библиотечной деятельности.

3. Средства связи в библиотеке: назначение и характеристики.

4. Средства оргтехники в библиотеке: назначение и характеристики.

5. Полиграфическое оборудование в библиотеках: основные типы, назначение.

 

Литература:

1. Алферов А.В., Резник И.С., Шорин В.Г. Оргатехника. Кн.6.-М: Знание, 1973.-320 с.

2. Ляшенко И.П., Михалкина О.Б., Татаринов В И., Цуркан В. В. Механизация и автоматизация библиотечных процессов: Курс лекций / Под ред. В.В. Цуркана.-М., 1992.- Ч.1.- 92 с.

3. Технические средства библиотечной работы: Учебное пособие/ Под ред. А.В. Соколова, М.:Книга,1982.-272 с.


Тема 5. Аудиовидеотехнические средства в библиотеке

Основные вопросы: аудиовизуальные средства (разновидности, классификация, способы и возможности применения в библиотеке), источники, средства и накопители аудиовизуальной информации.

В библиотеке, как правило, используются стандартные универсальные аудиовидеотехнические средства, имеющие в общем случае многоаспектное назначение. Они используются для интенсификации и удобства выполнения работниками библиотеки соответствующих работ, а также оказания дополнительных услуг и создания комфортных условий пользователям. Источниками аудиовизуальной информации являются: устное слово, печатный текст, рисунок, картина, видеоизображение. В качестве носителей такого рода информации используются: холст, картон и т.п.; магнитные ленты для магнитофонов и диктофонов; грампластинки и компактные лазерные диски (CD-ROM и т.п.) различных проигрывателей (плейеров); магнитные дискеты, ленты (для стриммеров), съемные жесткие и магнитооптические диски, используемые в компьютерах; видеокассеты видеомагнитофонов; слайды, диапозитивы, фотографии, рисунки и др. К средствам аудиовизуальной информации могут быть отнесены: магнитофоны, диктофоны, проигрыватели, плейеры, мультимедийные компьютеры, видеомагнитофоны, видеокамеры, телевизоры, проекционное и др. вспомогательное оборудование, информационные табло и др. Места и формы хранения носителей данных видов информации получили названия: диатека (фонд визуальных материалов), фильмотека (киноматериалы), видеотека (видеофильмы) и медиатека. Предложите собственное определение термина “медиатека”. До настоящего времени не сложилась четкая классификация аудио, видеосредств, применяемых в библиотеке. Некоторые специалисты предлагают рассматривать аудиовизуальные средства как:

Ё визуальные (показывающие изображения);

Ё аудио (звуковые);

Ё аудиовизуальные (зрительно-слуховые).

Студентам предлагается дать собственный вариант такой систематизации с указанием принадлежности к каждому типу (виду) соответствующих технических средств.

Для описания аудиовизуальных материалов в СССР (ныне Российская Федерация) в 1984 г. был разработан стандарт ГОСТ 7.40-82 “Библиографическое описание аудиовизуальных материалов”. Для машиночитаемой информации, используемой в ЭВМ, в большинстве стран мира используются специальные поля формата UNIMARC, разработанного Библиотекой конгресса США. Данный стандарт является универсальным форматом для машиночитаемых каталогов.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Аудио, видеосредства в библиотеке.

2. Носители аудиовизуальной информации.

3. Средства аудиовизуальной информации в библиотеке.

 

Литература:

1. Булычева О.С. Использование компактного оптического диска CD-ROM в справочно-библиографической работе// Науч. и техн. б-ки.-1991.-№9.-С.3-8.

2. Кирмайер М. Мультимедиа.-СПб.: ВHV – Санкт-Петербург,1994.-192 с.

3. Майстрович Т.В. Возможности использования оптических компакт-дисков в библиотеках// Науч. и техн. б-ки.-1997.-№5.-С.9-14.

4. Маркис Д. Основы CD-ROM // Науч. и техн. б-ки.-1995.-№10/11.-С.39-46.

5. Меняев М.Ф., Земсков А.И., Денисов Б.В. Оптические диски в библиотечной технологии// Науч. и техн. б-ки.-1997.-№3.-С.3-15.

6. Позо Лео Ф. Основы технологии CD-ROM// Науч. и техн. б-ки.-1994.-№8.-С.33-50.

7. Рогожкин И.Б. Музыка для начинающих// Мир ПК.-1994.-№4.-С.140.

8. Родионов Н.И., Мальцев М.М. Современные аудиовизуальные средства лекционной пропаганды.-М.: Знание, 1996.-48 с.

9. Технические средства библиотечной работы: Учебное пособие/ Под ред. А.В. Соколова, М.:Книга,1982.-272 с.

10. Урбанас В. Микрофильмы в бибилиотеках// Науч. и техн. б-ки.-1995.-№8/9.-С.83-86.

11. Урбанас В. Будущее микрографии // Науч. и техн. б-ки.-1996.-№3.-С.60-64.

12. Фролов А.В., Фролов Г.В. Мультимедиа для Windows.- М.: ДИАЛОГ-МИФИ,1994.-284 с.


Тема 6. Обеспечение безопасности в библиотеке

Основные вопросы: сохранность помещений, программно-технических средств и хранимой в библиотеке информации, личная и общественная безопасность.

Данная тема не дублирует темы аналогичного названия, читаемые в других курсах библиотечного цикла. В ней рассматриваются лишь технические составляющие, имеющие отношение к механизации и автоматизации библиотечных процессов. Не следует путать хранение и сохранность. Хранение – процесс организации расстановки различных носителей информации в специально оборудованных помещениях (фондах, архивах) с использованием специальной мебели и средств транспортирования носителей информации из хранилища пользователю и обратно. Под сохранностью, в общем случае, понимается обеспечение мероприятий по хранению информации в соответствующих климатических и др. условиях, позволяющих длительно, без каких-либо существенных повреждений, сберегать носители информации. К таким мероприятиям относится создание условий санитарной и пожарной безопасности в помещениях хранения, удобного (без повреждений) содержания и оперативного транспортирования источников информации, сбережения от различных вредителей, злоумышленников и др. Студенты должны представить план мероприятий по обеспечению сохранности документов в книгохранилище на основе использования средств механизации и автоматизации.

К программно-техническим средствам в библиотеке обычно относят компьютерные технику и программы, а также средства аудио-, видео- и оргтехники. Кроме обеспечения их сохранности от случайных и преднамеренных воздействий (природных явлений, случайных неосторожных действий, злоумышленников), их следует должным образом эксплуатировать (допуск к работе с ними специально назначенных и обученных лиц, регулярное проведение технического обслуживания и др.).

Любому человеку и документу в библиотеке необходимо обеспечить безопасность от внешних и внутренних воздействий, т.е. должны выполняться требования пожарной и санитарной безопасности, защиты от проникновения злоумышленников, воздействия электрических, магнитных, радиационных полей и др. Так, для пожаротушения используются водяные, аэрозольные, газодисперсные, воздушно-пенные системы, выбор которых в каждом конкретном случае зависит от характеристики объекта. Например, для тушения электрических и электронных устройств запрещается использовать водяные и воздушно-пенные системы. К одним из практических мер решения названных проблем относятся мероприятия по организации режима ограничения свободного доступа в библиотеку. Кроме мер по физическому ограничению доступа посторонних лиц, находят применение средства слежения и различные датчики (например, датчики дыма, тепла, пламени), использующие физические, оптические, в т.ч. телевизионные, электромеханические и электронные и др. устройства. Системы противопожарной защиты могут включаться вручную, дистанционно и автоматически. Согласно статистике, правильно спроектированная система пожаротушения окупается при предотвращении первого же пожара.

Студентам следует представить вариант организации режима ограничения свободного доступа в библиотеку на основе использования современных технологий.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Меры и способы сохранения различных носителей информации.

2. Средства охранной и пожарной безопасности в библиотеке.

3. Виды программно-технических средств в библиотеке.

4. Меры обеспечения сохранности программно-технических средств в библиотеке.

5. Виды воздействий на личную безопасность пользователя и обслуживающий персонал в библиотеке.

 

Литература:

1. Проблемы безопасности библиотек и библиотечных фондов: Материалы всероссийского семинара.-СПб, 22-24 апреля 1997.-СПб: Изд-во РНБ, 1997.-171 с.

2. Бурлак Г.Н. Безопасность работы на компьютере: Организация труда на предприятиях информационного обслуживания: Учеб. пособие.-М.: Финансы и статистика, 1998.- 144 с.

3. Курушин В.Д., Минаев В.А. Компьютерные преступления и информационная безопасность.-М.: Новый Юрист, 1998.- 256 с.


ТЕМАТИКА И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Своевременное и качественное выполнение самостоятельной работы базируется на соблюдении настоящих рекомендаций и изучении рекомендованной литературы. Студент может дополнить список использованной литературы современными источниками (издания последних пяти лет), не представленными в списке рекомендованной литературы, и в дальнейшем использовать собственные подготовленные учебные материалы при написании курсовых и дипломных работ.

Самостоятельная работа выполняется, например, в виде реферата на отдельных листах бумаги формата А4 (210х297 мм) с полями сверху и снизу - не менее 1 см, слева и справа – не менее 2 см (59-63 символа в строке, 39-42 машинописных строки на странице). Листы работы должны быть пронумерованы и прошиты или скреплены иным надежным способом, например, в папке-скоросшивателе. Интервал между строчками соответствует используемому на пишущих машинках (1,5). Материал представляется в печатном виде. Целесообразно выполнить работу на компьютере (размер шрифта в текстовом редакторе WinWord – 14, тип шрифта – Times New Roman, параметры страницы – 2, 2, 3, 2 см соответственно), представить ее преподавателю в распечатанном виде и файле. Оформленная работа состоит из титульного листа (см. Приложение 1), собственно работы объемом 7-15 стр. и списка использованной литературы, оформленного в соответствии со стандартом на библиографическое описание.

ТЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Предлагаемые темы рефератов непосредственно связаны с настоящим учебным курсом. Формулировки названий работ могут быть изменены студентами, но должны охватывать вопросы изучаемой дисциплины. В рамках учебной дисциплины поощряются темы, предложенные студентами на основе использования собственного практического опыта и потребностей предприятий (учреждений, организаций), в которых они работают.

  1. Описать процессы компьютеризации в вашей библиотеке, библиотеке микрорайона, города и т.п.
  2. Мотивы внедрения (не внедрения) современные информационных технологий в вашей библиотеке (вашего региона).
  3. Предложить и обосновать классификацию компьютерных технических и программных средств для библиотек.
  4. Представить структуру Технического задания компьютеризации вашей библиотеки.
  5. Основные этапы, включаемые в Эскизный проект компьютеризации библиотеки.
  6. Представить структуру Эскизного проекта компьютеризации вашей библиотеки.
  7. Структура и этапы предпроектного исследования библиотеки.
  8. Сценарий (алгоритм, последовательность) действий по компьютеризации библиотеки.
  9. Проект обучения библиотекарей современным информационным технологиям.
  10. Библиотека будущего (ваше видение).
  11. Библиобусы как средства информатизации небольших территориальных подразделений.
  12. Применение транспортных средств в библиотеке.
  13. Применение средств связи в библиотеке.
  14. Применение средств оргтехники и полиграфии в библиотеке.
  15. Аудио- видео средства, применяемые в библиотеке.
  16. Сонотека как форма хранения информации.
  17. Использование средств аудио-визуальной информации в библиотеке.
  18. Классификация средств аудио-визуальной информации для библиотек.
  19. Медиатека - специальная библиотека или...
  20. Хранение различных носителей информации в библиотеке.
  21. Средства охранной и пожарной безопасности в библиотеке.
  22. Программно-технические средства в библиотеке.
  23. Возможные воздействия на личную безопасность пользователя и обслуживающего персонала в библиотеке.


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

  1. Алферов А.В., Резник И.С., Шорин В.Г. Оргатехника. Кн.6.-М: Знание, 1973.-320 с.
  2. Астапович Е.Г. Классификация библиотечных технологических процессов// Науч. и техн. б-ки.-1994.-№11.-С.17-43.
  3. Библиотеки и библиотечное дело в США: комплексный подход/ Под. ред. В.В.Попова.-М.: Логос,1993.-296 с.
  4. Вислый А.И., Мосягин В.В. Компьютеризация библиотеки: постановка задачи// Науч. и техн. б-ки.-1992.-№8.-С.34-39.
  5. Вислый А.И., Мосягин В.В. Библиографическое описание. Формат MARC // Науч. и техн. б-ки.-1992.-№9.-С.14-22.
  6. Вислый А.И., Мосягин В.В. Компьютеризация и библиотечные технологии// Науч. и техн. б-ки.-1992.-№12.-С.34-39.
  7. Вислый А.И., Мосягин В.В. Рынок программных продуктов// Науч. и техн. б-ки.-1992.-№3.-С.13-17.
  8. Гришин А.В., Ушакова А.М. Предложения по классификации библиотек// Науч. и техн. б-ки.-1994.-№5.-С.3-22.
  9. Ляшенко И.П., Михалкина О.Б., Татаринов В И., Цуркан В. В. Механизация и автоматизация библиотечных процессов: Курс лекций / Под ред. В.В. Цуркана.-М., 1992.- Ч.1.- 92 с.
  10. Проблемы безопасности библиотек и библиотечных фондов: Материалы всероссийского семинара.-СПб, 22-24 апреля 1997.-СПб: Изд-во РНБ, 1997.-171 с.
  11. Родионов Н.И., Мальцев М.М. Современные аудиовизуальные средства лекционной пропаганды.-М.: Знание, 1996.-48 с.
  12. Технические средства библиотечной работы: Учебное пособие/ Под ред. А.В. Соколова, М.:Книга,1982.-272 с.
  13. Шрайберг Я.Л., Воройский Ф.С. Автоматизированные библиотечно-информационные системы России: состояние, выбор, внедрение, развитие.-М.:Либерия. ГПНТБ России, 1996.- 273 с.
  14. Урбанас В. Микрофильмы в бибилиотеках// Науч. и техн. б-ки.-1995.-№8/9.-С.83-86.

 

Дополнительная литература

В качестве дополнительной литературы предлагается использовать, главным образом, специализированные журналы, например, “Научные и технические библиотеки”, “Библиотека”, “Библиография”, “Библиотековедение”, информационные сборники, вестники, издания компьютерной тематики (“Компьютерра”, “Компьютер пресс”, “Мир ПК”, “Софт Маркет” и др.) за последние 5 –7 лет, а также сборники тезисов и докладов конференций вузов культуры. Особое внимание следует обратить на международные конференции, организованные ГПНТБ России и проходившие в Крыму с 1994 по 1997 гг., а также на информацию по аналогичной тематике за рубежом.

  1. Агеева Т.И. Непростые проблемы внедрения компьютерных технологий// Науч. и техн. б-ки.-1995.-№5.-С.20-25.
  2. Библиотечные здания. Основные положения библиотечного строительства.-М.:Стройиздат,1992.
  3. Библиотечные компьютерные сети: Россия и Запад. Современные тенденции корпоративной работы библиотек в сетях передачи данных [Справочное издание].-М.:Либерия,1998.- 224 с.
  4. Болл Д., Спайс К. Модель универсальной научной полнотекстовой электронной библиотеки// Науч. и техн. б-ки.-1997.-№6.-С.3-11.
  5. Булычева О.С. Использование компактного оптического диска CD-ROM в справочно-библиографической работе// Науч. и техн. б-ки.-1991.-№9.-С.3-8.
  6. Бурлак Г.Н. Безопасность работы на компьютере: Организация труда на предприятиях информационного обслуживания: Учеб. пособие.-М.: Финансы и статистика, 1998.- 144 с.
  7. Востриков А.Н. Пользовательский интерфейс в информационной системе библиотеки // Информационные ресурсы России.-1996.-№1.-С. 10-11.
  8. Гениева Е. Вторжение электронных изданий: плюсы и минусы// Библиотека.-1997.-№8.-С.14-16.
  9. Гончаров М.В. Интернет в библиотеках – практический подход// Науч. и техн. б-ки.-1997.-№1.-С.49-52.
  10. Даньшина И.В. Региональный подход в библиотечном деле// Библиотековедение.-1996.-№1.-С.33-39.
  11. Деева А.С., Скорикова И.А. Хранение и использование фондов// Науч. и техн. б-ки.-1995.-№12.-С.24-30.
  12. Замятина С.В. Пути и проблемы компьютеризации в РНТБ// Науч. и техн. б-ки.-1997.-№9.-С.37-39.
  13. Зеленина Г.Н., Гальцева Т.Е. Электронный каталог в библиотеке// Науч. и техн. б-ки.-1995.-№10/11.-С.68-72.
  14. Казменко С.В. Первые шаги автоматизации в библиотеке// Науч. и техн. б-ки.-1991.-№10.-С.36-39.
  15. Кирмайер М. Мультимедиа.-СПб.: ВHV – Санкт-Петербург,1994.-192 с.
  16. Кузьмин Е.И., Логинов Б.Р. Программа Либнет: современное состояние и перспективы// Науч. и техн. б-ки.-1997.-№1.-С.42-48.
  17. Курушин В.Д., Минаев В.А. Компьютерные преступления и информационная безопасность.-М.: Новый Юрист, 1998.- 256 с.
  18. Ленч Б. Будущее библиотек // Науч. и техн. б-ки.-1996.-№4.-С.27-37.
  19. Майстрович Т.В. Возможности использования оптических компакт-дисков в библиотеках// Науч. и техн. б-ки.-1997.-№5.-С.9-14.
  20. Маркис Д. Основы CD-ROM // Науч. и техн. б-ки.-1995.-№10/11.-С.39-46.
  21. Медведев Ю.Г. Комплексный подход к оценке эффективности автоматизированной библиотечной технологии//Тез.докл.междунар.науч.конф. ученых., асп., студ. 21-24 мая 1996 г.Самара:СГИИГ,1996.-С.456-457.
  22. Меняев М.Ф., Земсков А.И., Денисов Б.В. Оптические диски в библиотечной технологии// Науч. и техн. б-ки.-1997.-№3.-С.3-15.
  23. Мосягин В.В. Базы данных, электронный каталог и банк данных библиотеки// Науч. и техн. б-ки.-1997.-№5.-С.3-6.
  24. Мосягин В.В. Компьютеризация библиотеки// Науч. и техн. б-ки.-1995.-№10/11.-С.57-68.
  25. Никамин В.А. Парадоксы цифрового звучания.-СПб.: Изд-во "Лань", 1998.- 96 с.
  26. Павлова И.А. Библиотечный интерьер: требования и задачи// Науч. и техн. б-ки.-1995.-№7.-С.48-57.
  27. Позо Лео Ф. Основы технологии CD-ROM// Науч. и техн. б-ки.-1994.-№8.-С.33-50.
  28. Рогожкин И.Б. Музыка для начинающих// Мир ПК.-1994.-№4.-С.140.
  29. Столяров Ю.Н. Библиотека: структурно-функциональный подход.-М.:Книга,1981.-255 с.
  30. Столяров Ю.Н. Родово-видовая типологическая классификация библиотек // Библиотековедение.-1996.-№3.-С.25-39.
  31. Сукиасян Э.В. Классификация или типология?// Науч. и техн. б-ки.-1996.-№10.-С.2-10.
  32. Сукиасян Э.В. Компьютеризация библиотеки: с чего начать и чем закончить?// Науч. и техн. б-ки.-1993.-№12.-С.19-30.
  33. Тельнов Н.И. Технические средства пропаганды и обучения.-М.,1985.
  34. Урбанас В. Видеомикрография: хранение. Поиск и использование информации// Науч. и техн. б-ки.-1991.-№5.-С.20-21.
  35. Урбанас В. Голография в библиотеках // Науч. и техн. б-ки.-1995.-№10/11.-С.78-80.
  36. Урбанас В. Будущее микрографии // Науч. и техн. б-ки.-1996.-№3.-С.60-64.
  37. Фролов А.В., Фролов Г.В. Мультимедиа для Windows.- М.: ДИАЛОГ-МИФИ,1994.-284 с.
  38. Хайцева Л.Б. Центр библиотечной информатизации// Науч. и техн. б-ки.-1997.-№8.-С.41-45.
  39. Черняева Г.П. Компьютеризация библиографической работы // Науч. и техн. б-ки.-1993.-№11.-С.28-31.
  40. Шиндряева Н.М. Электронный каталог в библиотеках США// Науч. и техн. б-ки.-1995.-№6.-С.54-66.
  41. Шрайберг Я.Л., Гончаров М.В. Состояние и перспективы развития сетевых информационных технологий и средств теледоступа в библиотеках России// Науч. и техн. б-ки.-1996.-№3.-С.4-35.


 

Приложение 1

Пример оформления титульного листа

 

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ

Кафедра библиотековедения

 

Применение средств оргтехники

в ……………………………библиотеке

 

РЕФЕРАТ

(самостоятельная работа)

студента 4 курса группы № …..

заочного факультета библиотековедения,

библиографии и информатики

...………………………………

(ф. И. О.)

 

Москва 1999


Приложение 2

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по курсу “Технические средства библиотечно-библиографической деятельности”

Наименование разделов

Количество часов

п/п

и тем

Всего

В том числе:

 

 

 

Лекции

Практич.

 

Механизация и компьютеризация библиотечно-библиографических процессов: цели, основные направления и средства, типы библиотек

1

1

 

 

Классификация технических и программных средств, используемых в библиотеках

1

1

 

 

Основные принципы компьютеризации библиотечных процессов

7

3

4

 

Средства транспорта и связи в библиотеках. Оргтехника

1

1

 

 

Аудиовидеотехнические средства в библиотеке

1

1

 

 

Обеспечение безопасности в библиотеке

1

1

 

 

ВСЕГО:

12

8

4

 


Подписано в печать 25.12.97 г. Формат 60х84 1/16,

Усл.-печ. л. 1,3 Уч.-изд. л. 1,3. Тираж 100 экз.

Заказ Цена договорная. Ротапринт МГУК

Hosted by uCoz