МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕНОГО ПОСОБИЯ
ДЛЯ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Проблема методического обеспечения – ключевая для организации и внедрения дистанционного обучения. Можно выделить три основных элемента этого вида обучения: программно-технические средства, транспортная среда (Интернет) и методическое обеспечение процесса обучения. Последняя составляющая подразумевает разработку методических рекомендаций для создания электронных учебных пособий и организации процесса дистанционного обучения. Создание электронной учебной литературы для дистанционного обучения – не просто перенос печатных материалов в машиночитаемую форму
для обеспечения обучаемых необходимыми материалами. Основная проблема заключается в отсутствии методических разработок по подготовке таких учебных материалов.Обзор отечественных конференций последних лет свидетельствует – упоминание о наличие таких методик отсутствует даже в специальных публикациях. Поиск вариантов решения данной проблемы привел к выводу о необходимости создания экспериментального электронного учебно-методического пособия на базе стандартных, широко распространенных программных средств (
MS Word, Power Point), позволяющих студентам и преподавателям быстро осваивать их и использовать в процессе обучения. В качестве примера был взят машиночитаемый текст учебно-методических рекомендаций “Материалы к самостоятельной работе студентов заочного отделения библиотечно-информационного отделения по дисциплине “Основы научных исследований”. Выбор его продиктован актуальностью подобного рода пособий для дистанционной формы обучения, которая обусловлена возможностью отбора нужного задания и самостоятельно в присущем каждому обучаемому темпе его выполнения. При этом ему даются рекомендации по работе с таким пособием и изучению необходимого для выполнения задания материала, а также перечень литературы по теме.Пособие построено по блочно-модульному принципу в виде отдельных элементов или файлов, образующих логико-иерархическую структуру для организации соответствующего поискового аппарата, что позволяет достаточно легко дифференцировать разделы и темы пособия. В текстах установлены необходимые гипертекстовые связи, отражающие ключевые слова, термины, основные понятия, алфавитно-предметный указатель и т.п. Одной из важнейших составляющих любого электронного учебного пособия является внутренний электронный словарь. Существуют и другие варианты размещения словаря. Например, ссылки на имеющийся на некотором сайте в Интернет необходимый электронный словарь или на сайт, где размещено данное пособие и формируется словарь, охватывающий термины и понятия для всех, выставляемых на нем, учебных материалов и др.
Перечень используемой литературы может иметь внешние гипертекстовые связи как к библиографическим указателям библиотек или информационных центров, обладающих этими материалами, так и к полным машиночитаемым текстам. Подготовленный машиночитаемый учебный материал должен предоставлять возможность обучаемым использовать несколько вариантов стратегии работы с ним: от традиционного “листания” и чтения страниц электронного пособия в интерактивном режиме до оперативного выбора отдельных его фрагментов и последующего копирования их на свой компьютер. Последний случай соответствует режиму отложенного ответа (выполненное обучаемым задание через некоторое время направляется в образовательное заведение). Для создания условий эффективного поиска необходимых тем и элементов текста использовались разделы “Содержание”, “Алфавитно-предметный указатель”, “Словарь” и др. Внутри пунктов “Содержания” материал организован так, чтобы практически моментально обеспечивался доступ к любому значимому тематическому элементу. Например, файл (пункт) содержит четыре задания, каждое из которых имеет от 3 до 7 вариантов. Быстрый доступ к ним обеспечивается с помощью меню с перечнем заданий и вариантов, расположенным в левой части экрана дисплея.
Основной принцип – максимально полная, глубокая проработка материала, организация необходимого количества внутренних и внешних связей и, наконец, представление его в таком виде и с таким интерфейсом, которые позволяли бы обучаемым наиболее эффективно использовать данный учебный материал при дистанционном обучении. Учитывалось возможное время работы обучаемого в Интернет. Наиболее эффективной является технология быстрого поиска в Интернет нужного пособия, в нем – конкретного пункта или задания и копировании их на компьютер обучаемого. Такой способ сокращает финансовые затраты на трафик в Интернет и позволяет комфортноно работать с отобранными материалами как непосредственно на своем компьютере, так и с их печатной копией. Результаты создания и использования подобных материалов трудно однозначно оценить. Очевидными являются следующие аспекты: 1) преподаватель, работающий на ЭВМ и вооруженный подобной методикой, за короткое время может создать электронное учебное пособие по любому из читаемых им предметов; 2) не тратятся годы на ожидание его появления в печатном исполнении; 3) производство, тиражирование электронного варианта оперативно и дешевле его типографского аналога; 4) в дальнейшем легко и быстро осуществляется корректировка и совершенствование учебного материала.
При отсутствии возможности работы в Интернет, пособие обучаемому передается с помощью модемной связи, электронной почты или на дискетах. Упомянуты лишь некоторые положительные характеристики, создаваемых на базе ЭВМ электронных учебных изданий. В результате проведенных работ была разработана электронная версия названного пособия на
CD-ROM, с которой возможно работать как в текстовом редакторе MS Word, так и с помощью Интернет или бразеров.