Алешин Л.И.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА БИБЛИОТЕК:
АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
Информатизация общества подразумевает массовое использование новейших информационных технологий (НИТ). Ныне практически в любой сфере жизнедеятельности индивидуумы в отдельности и социум в целом не могут существовать без соответствующей материально-технической базы (МТБ), которая, являясь основой НИТ, сама базируется на этих технологиях.
Эффективное использование МТБ в условиях формируемой современной макро- и микросреды возможно при наличии грамотных исполнителей, способных профессионально мыслить и принимать оперативные управленческие решения. В любой предметной области необходимы специалисты в сфере организации и эксплуатации МТБ.
Сказанное в полной мере относится и к библиотечно-библиографической деятельности, науке, образованию. В разных странах эта проблема решается различным образом. Так, в США специализированные организации осуществляют все виды работ, связанные с формированием и эксплуатацией МТБ библиотек, а библиотекарей этому не учат, особенно учитывая, что обучение в высшей библиотечной школе США ведется в течение двух лет. Американская библиотечная ассоциация курирует названные аспекты, оказывает методическую помощь библиотекам, регулярно выпускает материалы, позволяющие библиотечным работникам ориентироваться во всех проблемах, связанных с МТБ библиотек и т.д. Кроме того, библиотеки США могут использовать тендеры для заключения договоров с наиболее авторитетными профессиональными организациями на создание, модернизацию и эксплуатацию любых систем, в том числе на строительство и модернизацию зданий библиотек. Подобные методы используются и в других странах.
Однако в России сложилась совершенно иная практика – библиотечные работники (главным образом руководители библиотек) принимают активное участие во всех связанных с библиотечной деятельностью работах, в том числе с МТБ. Знание МТБ позволяет грамотно организовывать и использовать её в библиотеке.
Однако нет специализированных организаций, ориентированных на решение вопросов строительства и модернизации, а также оснащение библиотек всем необходимым. Отдельные структуры, предлагающие решать локальные задачи МТБ библиотек, существуют, но в них практически нет специалистов, имеющих знания в области библиотечного дела и представление об особенностях решения данных проблем в библиотеках.
Отсутствие высококвалифицированных специалистов, органично сочетающих знания и навыки библиотечного дела, информационных технологий, технических комплексов, систем и устройств, связанных с МТБ, приводит к ошибочным решениям в практической деятельности библиотек, а следовательно, замедляет прогресс в данной предметной области.
Ожидать решения проблем, таким же образом, как за рубежом, не приходится из-за экономических причин, традиций и особенностей отечественного менталитета. В этой связи наиболее целесообразным представляется переход к обучению эффективному использованию МТБ будущих и настоящих специалистов библиотечного дела в соответствующих ссузах, вузах и на курсах повышения квалификации руководящих работников. Данное направление будет способствовать развитию возможностей использования зарубежного опыта в этой сфере. Взаимодополнение отечественного и зарубежного опыта лишь послужит прогрессу в области организации МТБ библиотек.
Теоретические аспекты создания и использования МТБ в библиотеках до настоящего времени слабо разработаны. Обобщённых теоретических разработок по исследуемой проблеме практически нет. Началом обращения к МТБ библиотек считается 1913 г., когда в России на специальных библиотечных курсах стали изучать вопросы оборудования библиотек и их помещений. В 1920–1930 гг. появились первые практические пособия. Следует заметить, что в них отечественные специалисты связывали качество библиотечного обслуживания с состоянием МТБ библиотек.
В 1936 г. выходит пособие М.Я. Гильмана “Строительство и оборудование массовых библиотек”. Кроме него, вопросами архитектуры, планировки и оборудования библиотек к середине XX в. в России занимались архитекторы: И.П. Жук, Г.В. Мейендорф, Ф.Н. Пащенко и др. Однако в конце 1970-х гг. большинство библиотечных специалистов скептически, а порой и отрицательно, отнеслось к проблемам, связанным с МТБ библиотек. В 1976 г. учёные А.Н. Ванеев, А.Л. Гольдберг, И.М. Фрумин и А.Я. Черняк предложили исключить вопросы, связанные с МТБ библиотек из сферы библиотечной науки.
Активную противоположную позицию занял Ю.Н. Столяров. С тех пор и поныне он является главным сторонником освоения библиотечными специалистами основных вопросов, связанных с МТБ библиотек. Его поддержали Л.З. Амлинский, А.Р. Зимоненко, М.Я. Дворкина, Н.С. Карташов, К.Б. Лаврова и др. При этом проблемам библиотечных зданий и помещений посвятили свои работы: Л.З. Амлинский, Д. Гаврецкий, В.В. Зарудко, Ю.П. Обросов, Ф.Н. Пащенко, Ю.Н. Столяров и др.
В 1997 г. Н.С. Карташов определил МТБ равноправным элементом системы библиотеки.
Современные публикации в основном затрагивают проблемы автоматизации библиотечных процессов, использования в библиотеках информационных и Интернет-технологий. Большинство современных отечественных специалистов под МТБ библиотеки понимают компьютеры, телекоммуникации (Интернет), программное обеспечение к ним.
Создаётся впечатление, что большинство специалистов связывают стратегию дальнейшего развития библиотек не столько с глобальными задачами строительства (реконструкции, модернизации, оснащения и т.п.) библиотек, сколько лишь со “строительством” для них баз данных, обменом информацией с помощью глобальных вычислительных сетей. Однако это лишь некоторая часть общей совокупности проблем, имеющих отношение к МТБ библиотек.
Успешное решение данной задачи требует концентрации усилий специалистов из разных областей науки и библиотечного дела. Внедрение НИТ и средств МТБ всё более превалируют в библиотеках и библиотечных процессах, порой кардинально меняя их традиционную сущность. Попытки внедрения отдельных компонентов такой системы в различные, особенно технологического характера, дисциплины библиотечно-библиографического цикла обычно приводят к рассеиванию и параллелизму учебного материала, что, в первую очередь, способствует потере значительной части элементов системы в процессе её дробления на части. В результате подобной декомпозиции одни компоненты превалируют над другими, а иные оказываются и вовсе незаслуженно забытыми или отвергнутыми.
В общем случае деление практически любой подобной системы допустимо, но ему должен предшествовать процесс моделирования составляющих системы таким образом, чтобы они не разрушали, а позволяли формировать единое представление о предмете. Суть формирования данного самостоятельного направления видится в возможности образования целостной системы, в коей каждому элементу отводилось бы заслуженное место. При этом не следует забывать, что МТБ есть структура и инструментарий в руках квалифицированных специалистов, с помощью которых они могут не просто совершенствовать традиционные технологические процессы, но и создавать новые, порой неожиданные, нетривиальные решения и направления в любой предметной области.
По мнению Ю.Н. Столярова, “к концу XX в. материально-техническое библиотековедение значительно укрепило свои позиции. Появилось теоретическое обоснование его равноправного положения среди других родовых элементов библиотеки, выработан методический подход, позволяющий изучать этот элемент с библиотековедческих позиций, созданы предпосылки её распространения как учебной дисциплины”. Он утверждает, что “наступающий век должен радикально изменить отношение к статусу МТБ в структуре библиотеки…”.
Эффективное использование МТБ возможно при условии тщательной разработки необходимых инструктивных материалов, проведения научных и практических мероприятий. Значит, МТБ выступает и в роли учебной дисциплины. У большинства специалистов не вызывает сомнений потребность изучения МТБ, необходимой для использования в повседневной библиотечной практической деятельности. Важной составляющей предметной области библиотечно-библиографического образования является соответствующая учебная дисциплина, которая может быть представлена и несколькими учебными курсами, что подтверждается на практике.
В двадцатом веке к проблемам, связанным с МТБ, специалисты обращались неоднократно, однако “в полном виде такой курс в учебных планах вплоть до середины 1990-х гг. отсутствовал”. Положительное явление – включение названного курса в стандарт на высшее библиотечно-библиографическое образование – не решило проблему, так как не повлияло на сложившую ситуацию в данной сфере. Отсутствие учебных дисциплин, в полной мере охватывающих данную проблему, учебных пособий и специалистов в обозначенной предметной области не может не волновать библиотечное сообщество.
Изучение научных основ, свойств, возможностей развития и практического применения МТБ: насущная потребность информационного социума. Изучение МТБ касается не только специализированных учебных заведений, но и различных систем повышения квалификации и непрерывного образования. Все эти учреждения наиболее успешно могут реализовать свои функции на основе применения новейших технических, технологических средств и методических решений.
Обратимся к сущности МТБ. МТБ является одной из важнейших компонент библиотеки как системы. К ней относятся: здания, дизайн помещений, мебель, аудиовидеотехнические средства; средства механизации, транспортирования и оргтехники; технические и технологические системы и устройства, используемые в зданиях и помещениях библиотек для поддержания комфортных условий пользователям и работникам библиотек, а также жизнеобеспеченности; эргономика; различные системы защиты в библиотеках от непредвиденных, а также несанкционированных действий.
Ю.Н. Столяров рассматривает её в общебиблиотечной структуре первоначально в качестве функционального элемента библиотеки, а затем – как самостоятельную систему. МТБ определяется им как подсистема, декомпозиция которой не только возможна, но и очевидна. В предложенной Ю.Н. Столяровым универсальной модели структурной декомпозиции элементов библиотеки её МТБ обозначена как самостоятельная система, содержащая три основные подсистемы:
1) здания и помещения библиотеки;
2) мебель и оборудование;
3) комплекс технических средств, инфраструктур, систем и программ (технические или инженерные коммуникации), способствующих жизнедеятельности (жизнеобеспеченности и т.п.) библиотеки, эффективному обслуживанию пользователей, создающих комфортные условия работникам библиотеки и её пользователям, позволяющих сохранять фонды и т.п.
Каждая из названных подсистем содержит отдельные элементы и т.д. В данной модели элементами первой подсистемы представлены рабочие места, а второй – рабочие единицы. Элементы технических коммуникаций им не обозначены.
МТБ постоянно усложняется, что в первую очередь сказывается на стоимости её компонент, их монтажа (демонтажа) и обслуживания. Чтобы эти средства не только эффективно, но и грамотно использовать, необходимо иметь чёткое представление об особенностях и возможностях данных устройств и систем, перспективе их развития и использования. Важно это и для дальнейшего развития МТБ в любой предметной области, ибо только практические специалисты могут подсказать и посоветовать разработчикам на что следует обратить внимание при разработке и создании новых образцов.
Комплексное внедрение в библиотеки и информационные службы НИТ, программно-технических средств и коммуникаций, мультимедийной информации и т.д., составляющих их МТБ, содействует изменению не только парка имеющейся инженерной инфраструктуры и программно-технических средств, но и методов библиотечной работы.
МТБ библиотек может использоваться:
1) для поддержки повседневной библиотечно-библиографической деятельности, жизнедеятельности работников и пользователей библиотек;
2) при организации современного обучения библиотечным дисциплинам, в первую очередь, в вузах культуры и искусства;
3) в качестве учебной и научной дисциплины, имеющей отношение к различным областям знания и сферам жизнедеятельности социума.
При этом МТБ библиотек может быть представлена как:
1) научная, педагогическая и учебная дисциплина;
2) технические или программно-технические средства и технологические решения;
3) человеческие и информационные ресурсы и др.
Технические или программно-технические средства и технологические решения достаточно широко рассматриваются специалистами различных предметных областей. В человеческих ресурсах выделяют:
1) специалистов, способных формировать, модернизировать и обслуживать комплексы МТБ;
2) профессорско-преподавательский состав, активно участвующий в обучении использованию современной МТБ;
3) специалистов, а также профессорско-преподавательский состав не менее активно использующий средства МТБ в повседневной профессиональной деятельности.
Современная МТБ представляет систему знаний, насчитывающую несколько десятилетий. Она составляет основу развития множества, порой не связанных непосредственно наук, производств. В этой связи правомерно рассматривать её как комплекс систем и устройств, используемых в повседневной деятельности, направленных на создание комфортных условий работы, совершенствование различных процессов жизнедеятельности человечества (в том числе управленческих и информационных), на удовлетворение познавательных наклонностей индивидуумов, на осуществление образовательной и научно-исследовательской деятельности.
При рассмотрении МТБ следует учитывать такие её параметры, как: мобильность; функциональность; эргономичность; надёжность и др.
Особенностью наук библиотечно-библиографического цикла является то, что знание вырабатывается в большей степени в процессе практической деятельности. Это позволяет на основе познания происходящих процессов формировать новое знание. Создание, развитие и эффективное использование МТБ в этой предметной области должно осуществляться с учётом данного обстоятельства.
Практическое использование различных систем, устройств и комплексов МТБ в библиотеке, обучение этому в профильных учебных заведениях способствует формированию соответствующего научного направления.
В заключение отметим: современная МТБ представляет собой сложный комплекс, инфраструктуру с внешними и внутренними связями, включающую системы, устройства и комплексы, разработанные на основе достижений научно-технического прогресса (НТП) в разных сферах науки и производства, порой тесно связанных между собой. Они предназначены для применения в самых различных областях науки, образования, производства и сфере обслуживания. Можно утверждать, что МТБ претендует на звание учебной и научной дисциплин самого широкого социально-коммуникационного применения.
Знание МТБ, используемой в библиотечной практической деятельности, для специалистов библиотечного дела не менее важно, чем основных библиотечно-библиографических дисциплин. Подтверждением тому является работа одного из ведущих специалистов отечественного библиотечного дела Ю.Н. Столярова, озаглавленная “Материально-техническая база библиотеки как часть предмета библиотековедения”.