Алешин Л.И.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ПРЕПОДАВАНИЯ БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

За 70 лет МГУКИ добился значительных успехов в области создания новых и совершенствования существующих традиционных специальностей и специализаций. Как известно, количество переходит в качество, что и обусловливает потребность пересмотра в вузе традиционных форм обучения.

Основные гуманитарные дисциплины, преподаваемые студентам, получающим высшее библиотечно-библиографическое образование, характеризуются тремя компонентами: 1) фронтальные (лекции), 2) фронтально-индивидуальные (семинарские), 3) парные и индивидуальные (практические) занятия.

Первое, что обращает на себя внимание при анализе компонента “лекции” – снижение их посещаемости студентами. Общеизвестны причины такого явления: тяжелое экономическое положение многих студентов, вызывающее у них потребность работать даже обучаясь на дневных отделениях; отсутствие мотивации вести утомительную и малоэффективную запись лекций под диктовку преподавателя и т.п.

Изменения здесь видятся, по крайней мере, за счет реализации следующих факторов: обеспечения всех студентов учебниками и учебными пособиями; ведения проблемных лекций, разъясняющих основные вопросы и дополняющих печатные материалы новыми сведениями. В последнем случае предлагается не сокращение зафиксированных в Учебных планах лекционных часов, а их перераспределение. Традиционно первая обычно является установочной, а последняя – подготовительной к экзамену или зачету лекцией. Здесь ничего не предлагается менять. В течение семестра (семестров) предлагается проводить несколько проблемных лекций. Остальные часы целесообразно отвести для консультации студентов по заранее означенным темам, отраженным в предоставленных студентам учебных пособиях и др. учебно-методических материалах.

Семинарские занятия также могут состоять из обязательных и факультативных. Первые подразумевают совместное обсуждение заранее обозначенных наиболее важных вопросов учебной дисциплины и могут включать традиционные, подготавливаемые студентами выступления. В качестве факультативных рекомендуется предоставление возможности наиболее способным студентам высказать свое мнение по главным проблемам учебной дисциплины в письменной (точнее – печатной, машиночитаемой) форме, например, на компьютере. Это могут быть рефераты, информационные листки и другие, подобные работы.

Методику проведения практических занятий затруднительно подвергать серьезным изменениям, особенно тех из них, которые проводятся с использованием современных технических средств, в том числе компьютерной техники. Здесь встает другая проблема – организация соответствующих лабораторий, которые, при обучении библиотечным специальностям, весьма проблематично обеспечить необходимыми современными техническими средствами из-за скудного финансирования профильных вузов. Библиотеки и информационные центры, особенно крупные, всегда будут иметь преимущество в этой области. Именно на их базе целесообразно осуществлять такие занятия. Подобная практика имеется на кафедре библиотековедения МГУКИ.

Сказанное в первую очередь относится к форме организации учебного процесса, которая, несомненно, влечет за собой изменение методики преподавания специальных дисциплин.

В профессиональной литературе не обращается внимание на то, что любой высококвалифицированный специалист – это “штучный товар”, то есть необходимо переходить от “массового обучения” студентов к закреплению их в виде небольших групп (5–10 человек) за каждым преподавателем, имеющим соответствующий опыт и статус.

Конечно, основной проблемой в этом случае является финансовая, так как мелкогрупповое обучение требует не только увеличения профессорско-преподавательского состава, но и изменения характера распределения нагрузки. Так, например, в данном случае следует увеличить количество времени, необходимое для качественного приема зачетов и экзаменов, на проверку рефератов, контрольных и иных самостоятельных работ студентов. Предпочтительно ввести такие формы нагрузки преподавателей, как консультации, собеседования и др.; возродить кроме дипломных работ и иные научные исследования студентов под руководством преподавателей и т.п.

Вторая, не менее важная, задача – перестройка Учебных планов, способов и методов обучения, особенно индивидуального.

Можно ожидать, что положительное решение этих проблем позволит поднять высшее библиотечно-библиографическое образование на более высокий уровень, соответствующий современным требованиям к высококвалифицированным специалистам данного профиля.

Hosted by uCoz