Некоторые аспекты заочного

библиотечно-библиографического образования

Информатизация общества, с одной стороны, вызывает необходимость широкомасштабного применения компьютерных технологий практически во всех областях жизни и народного хозяйства государства, с другой, – потребность использования новых методов и способов обучения специалистов.

Заочное библиотечно-библиографическое образование имеет много общего с дополнительным, поствузовским образованием, в т.ч. и повышением квалификации, которые можно назвать его разновидностями. Реальные формы осуществления традиционного заочного обучения в отечественных высших библиотечных школах по ряду субъективных и объективных причин все менее способны решать поставленные перед высшим образованием задачи. Так, например, руководители предприятий и организаций, где работают студенты-заочники, не желают отпускать их на учебные сессии. Однако и обучаемые не стремятся покидать свои дом и работу на продолжительный период времени (1–2 месяца). Многие учебно-методические материалы устарели, мало используются современные формы и средства обучения (аудио-, видеомашиночитаемые материалы).

Применение компьютерных технологий в высшей школе позволяет более эффективно организовать учебный процесс и, независимо от нас, в значительной степени меняет многие традиционные подходы обучения, сформированные ранее. Очевидно, названные задачи в высшей школе наиболее эффективно могут быть реализованы, в первую очередь, для заочного обучения. Использование программно-технических компьютерных комплексов и средств связи (так наз. компьюникации) для выполнения студентами учебных заданий практически без отрыва их от производства, получило, сначала за рубежом, а несколько лет назад и в нашей стране, название – “дистанционное обучение”, т.е. обучение на расстоянии. В настоящее время эта форма обучения рассматривается в мире как наиболее эффективный и перспективный способ подготовки высококвалифицированных специалистов.

Опыт проведения дистанционного обучения за рубежом свидетельствует о его достаточной эффективности, возможности многообразно учитывать индивидуальные потенциальные возможности студента-заочника с целью определения траектории его обучения, потребности и времени прибытия его в головной вуз или филиал для сдачи экзаменов и зачетов, получения необходимых консультаций, учебно-методической литературы и т.п. Следует отметить, что при использовании телекоммуникаций зачеты, экзамены, другие формы контроля знаний и консультации могут осуществляться дистанционно. Таким образом, появляется реальная возможность минимизировать по крайней мере транспортные и гостиничные расходы. В этом случае обучение производится на основе специально разработанных методических материалов, доступных каждому студенту. Как ни парадоксально, но у обучающихся на расстоянии (дистанционно) появляется возможность более глубокого изучения интересующих их проблем и разделов учебной программы. Использование средств компьюникации позволяет студенту воспользоваться разнообразными учебно-методическими и др. материалами преподавателей и ученых любых учебных заведений страны и за рубежом. Студенты в процессе обучения могут и сами стать создателями различных учебных материалов.

Важным фактором применения такой формы обучения является и то обстоятельство, что студенты имеют равные возможности обучения, независимо от места жительства, социального положения, национальности, а, в некоторых случаях, – состояния здоровья (например, с ограниченной подвижностью опорно-двигательного аппарата), что способствует увеличению их мотивации к обучению, возможности самим выбирать учебные предметы, методы их изучения, ведущих педагогов и т.д. Кроме того, такое решение проблемы заочного обучения в высшей школе позволяет отработать современные приемы организации и других форм обучения.

Совершенно очевидно, что подобная система может быть использована для повышения квалификации и переподготовки кадров.

Однако следует достаточно четко представлять, что внедрение дистанционного обучения требует проведения различных организационных мероприятий с активным участием, в первую очередь, профессорско-преподавательского состава, а также студентов и работников библиотечно-информационного факультета. Так, например, учебно-методические материалы должны использовать компьютерные технологии не только для создания и оперативного обновления оригинал-макетов пособий, но и для контроля усвоения изученного материала, организации четкого взаимодействия студент – преподаватель и наоборот для обеспечения качественного обучения высококвалифицированных специалистов. Нельзя забывать, что успех даже этой (подготовительной) работы зависит также и от должного финансирования.

Hosted by uCoz