Л.И. Алешин, Ю.С. Гузев
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
ОБУЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ
Несомненным фактом благополучного существования любого общества считается наличие природных, трудовых, финансовых и иных ресурсов. В нашей стране особенно важными становятся именно трудовые ресурсы. Происходящие в России экономические, политические, социальные и иные перемены кардинальным образом изменили их. Все больше трудоспособного населения уходит из промышленности и сельского хозяйства в сферы обслуживания, бизнеса, торговли. Трудовые ресурсы сферы информационного обеспечения (составляющая сферы обслуживания) постоянно растут. Эта тенденция наблюдается во всем мире. Имеет место она и в нашей стране.
Создание информационного общества влечет за собой дальнейшее увеличение численности населения, занятого в этой сфере. Однако трудовые ресурсы не безграничны. В России наблюдается снижение рождаемости при одновременном росте смертности и увеличении численности инвалидов. Такое положение вызывает потребность изыскивать резервы, которые, как оказалось, имеются. В значительной степени они заключаются в применении физических и умственных способностей инвалидов, потенциал которых далеко не полностью раскрыт и необоснованно мало используется.
Инвалиды с различным поражениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и т.п. аккумулируют в себе достаточно высокий потенциал, который - при оказании им соответствующей помощи - может найти применение в науке, образовании, сфере обслуживания.
О какой помощи идет речь? В данном случае - о создании такой системы непрерывного образования, которая позволяла бы им на протяжении всей жизни получать необходимый набор знаний, умений и навыков не выходя из дома или не покидая места жительства. Основой названной системы может стать дистанционное обучение.
Успехи дистанционного обучения известны в нашей стране и за ее рубежами, хотя еще рано говорить о том, что все проблемы ее организации известны и решены. Еще меньше имеется опыта в данной области по обучению инвалидов, где проявляются некоторые специфические особенности организации процесса. Поэтому представляет интерес рассмотрение основных вопросов организации обучения инвалидов в России.
Общим и, очевидно, наиболее важным аспектом организации учебного процесса является наличие учебно-методической литературы, отвечающей потребностям общества и требованиям современной школы. Обозначив эту проблему, отметим, что в данных материалах ее не предполагается рассматривать. Заметим лишь, что это дорогостоящий, длительный и трудоемкий процесс, выполнение которого затруднено экономическим состоянием страны.
Представляется важным обсуждение организационно-технических аспектов реализации дистанционного обучения. Оговоримся сразу, что мы ориентировались на их поэтапное внедрение с учетом, в первую очередь, ограниченных, как правило, финансовых возможностей инвалидов.
Совершенно очевидно, что дистанционное обучение предполагает максимально возможное индивидуальное образование, учитывающее особенности интеллектуального развития каждого обучаемого. Оно ориентировано на возможности и способности индивидуума самостоятельно изучать учебные дисциплины, получать новые знания и т.п. Однако не может быть исключено общение с преподавателем на уровне обмена информацией в виде: получения заданий, консультаций, выполнения в фиксированном виде (письменно на бумаге, машиночитаемом носителе, аудиовизуально и др.) контрольных и иных работ; проведения телеконференций, зачетов, экзаменов и др. Дошкольное и младшее школьное образование имеет свои нюансы, которые здесь не рассматриваются.
Как же практически это осуществить? Названные учебно-методические материалы должны своевременно предоставляться обучаемым, с тем чтобы они, в свою очередь, могли изучать теоретическую часть учебных дисциплин, своевременно выполнять соответствующие практические задания, анализировать выявленные преподавателем ошибки, исправлять их и т.п. Эта часть процесса характеризуется связью, получившей название “обучающий - обучаемый”.
Простейшей и наиболее известной формой таких учебных материалов является традиционная печатная продукция. Очевидно, во многих случаях именно она может быть наиболее приемлемой при организации дистанционного обучения инвалидов. Следует иметь в виду, что эта литература должна существенно отличаться от ранее выпускавшейся модульностью, более детальной структуризацией, наличием графического и справочного аппарата, ссылками и другими возможностями гипертекстовых технологий, позволяющими организовать наиболее эффективное пошаговое обучение, быстро находить соответствующие справочные материалы и тексты, необходимые для ответа на контрольные вопросы и др. Кроме того, эти материалы должны позволять обучаемому самостоятельно выбирать траекторию изучения предмета с возможностью предельно просто возвращаться на необходимое количество шагов назад.
Легко заметить, что наиболее полно такая технология реализуется в случае использования машиночитаемых носителей информации. Следовательно, хранящиеся на магнитных, магнитооптических и, особенно, оптических носителях информации учебно-методические материалы позволяют наиболее полно реализовать процесс дистанционного обучения. Они допускают одновременное использование гипертекстовых и мультимедийных технологий, предоставляя обучаемому материалы в текстовой, звуковой, графической, визуальной статической и динамической формах.
Наиболее простым вариантом реализации такого обучения (в нашем случае - первый этап) можно считать возможность использования технологии типа “Телетекст”. Смысл ее заключается в том, что на определенный телевизионный канал в режиме обратного хода луча развертки сигнала на экран домашнего телевизора в заранее установленное время по согласованной с преподавателем программе можно вывести текстовую и иную информацию учебного характера. Например, текст лекции, задания для самостоятельного изучения, ответы на заданные обучаемым вопросы и др. Это как бы информация, поступающая к обучаемому, т.е. связь “учитель-ученик”. В подобном режиме за рубежом практикуется метод чтения лекций с помощью телевидения, получивший у нас название “телемост”. В этом случае преподаватель находится в некоторой аудитории и через большой телеэкран видит учеников, а также слышит их голоса из аудитории, расположенной на любом расстоянии от него. Ученики в удаленной аудитории с помощью такого же большого экрана видят, а также слышат преподавателя, рассматривают методические пособия и др. необходимые для чтения лекционного материала атрибуты. Конечно, этот режим может иметь ограниченное применение для инвалидов. Порядок “непосредственного” контакта преподавателя с учениками в нашем случае может быть заменен на режим просмотра видеофильма лекции преподавателя. Тут следует иметь в виду особенности инвалидов. Если они имеют пониженную остроту зрения, то им больше подойдет аудио информация; для глухих можно использовать видеоизображения с титрами и т.д.
Так называемая обратная связь “ученик - преподаватель” в простейшем случае может осуществляться посылкой выполненной работы по почте или факсу, с помощью телефонного разговора и др. В случае проживания некоторого количества учеников в небольшом сегменте региона (районе города, городе и т.п.) может осуществляться персональный выезд преподавателя для проведения занятий, консультаций, приема зачетов и экзаменов в специально отведенном помещении этого сегмента (например, учебно-консультационный пункте - УКП). В ряде случаев для выполнения этих работ может практиковаться выезд преподавателя непосредственно на дом к ученику.
Следующий вариант реализации обучения в режиме “преподаватель ученик” (второй этап) требует наличия современного мультимедийного компьютера, оснащенного устройством чтения информации с компакт дисков, звуковой картой с колонками или наушниками, микрофоном и др., что не всегда доступно обучаемым. Здесь наиболее эффективным будет использование учебно-методических материалов на оптических носителях информации (
CD-ROM и т.п.).Третий этап позволяет осуществлять взаимодействие режимов “ученик - преподаватель” и “преподаватель - ученик”. Он базируется на использовании технологий Интернет, т.е. подключении мультимедийного компьютера к глобальной информационной магистрали с помощью модема и канала связи (как правило, телефонного).
В этом случае появляется возможность максимально реализовать существующий ныне потенциал дистанционного обучения, в том числе и режим телеконференций, который, кроме названного оборудования, требует установки специальной видеокамеры и платы для видеоизображения. При этом не составляет труда организовать комбинированное обучение, т.е. в режиме индивидуальной прямой и обратной связи преподавателя и ученика, а так же в режиме подобных связей преподавателя с группой учеников (до 8-12 обучаемых одновременно). Это позволяет использовать положительные возможности обучения в группе студентов, которые находятся в собственных квартирах практически на любом расстоянии друг от друга. Более того, такой режим допускает варьирование как численным, так и персональным составом группы в зависимости от требований учебного процесса, решения преподавателем поставленной задачи на конкретном этапе учебного процесса и др.
Следует отметить, что здесь не рассматривается вопрос специального программного обеспечения.
В заключение можно отметить, что наибольшего эффекта такого обучения можно достичь, развивая у обучаемых способность логически мыслить, что, несомненно, способствует выработке умения находить именно ту информацию, которая необходима для получения знаний и принятия решений. Востребованность современного специалиста на рынке труда во многом зависит от наличия этих качеств, так как именно такие специалисты представляют наибольший интерес во всех областях деятельности.
При организации обучения инвалидов могут быть использованы практически любые комбинации технических средств названных этапов, однако наиболее полно возможности дистанционного обучения реализуются с помощью программно-технических средств третьего этапа.