Алешин Л.И.

Переход в "цифровую эру".
Что нас там ждет?

Как минимум, с начала XXI века во всем мире происходят значительные изменения общественных формаций, построение информационных обществ, и даже обществ знаний, глобализация во всех сферах жизнедеятельности, повсеместное распространение компьютерных и телекоммуникационных технологий и пр. Информация и знания становятся превалирующей, обеспечивающей дальнейшее развитие человечества, силой современного общества. Все эти трансформации не могут не затрагивать и такой общественный институт, как библиотеки.

Самых разных представителей социумов как в нашей стране, так и за рубежом так или иначе волнует будущее библиотек. Практически все понимают, что библиотеки являются неотъемлемой частью культуры любого социума и таковыми, видимо, должны остаться и в будущем. Так же, у большинства оппонентов сформировалось мнение, что, в условиях массового использования компьютерных и телекоммуникационных технологий и столь же массового распространения самых разных электронных информационных ресурсов, данный институт, с одной стороны, должен существенным образом измениться и унифицироваться, в значительной степени подстроившись под потребности как индивидуумов в отдельности, так и социумов в совокупности, причём с учётом перспективы (вектора) развития последних. С другой стороны, российские публичные (массовые) библиотеки, как правило, организованы на основе сочетания отраслевого и территориального принципов. Причём на каждом территориальном уровне существует центральная региональная (республиканская, областная, краевая) универсальная общедоступная библиотека, осуществляющая и важную краеведческую деятельность. Наличие территориального деления с присутствием такого компонента, как региональная универсальная общедоступная библиотека весьма важно с точки зрения формирования стратегической территориальной политики библиотек настоящего и будущего.

К социальным функциям библиотек принято относить социальную и рекреационную, культурно-просветительную, научно-производственную, познавательную, воспитательную и образовательную деятельность. Библиотеки должны нести, сохранять и способствовать развитию национальных культур, территориальных и других социальных особенностей, в частности, своих регионов и обособленных, порой весьма небольших, территорий. В этой связи важно отметить утверждение некоторых специалистов, что библиотеки должны взять на себя ответственность за обеспечение информационного и культурного единства России и её регионов. То есть прослеживается социально-информационная направленность деятельности библиотек.

В концепциях развития современных обществ эти два направления не противоречат друг другу. Другое дело, как их развивать ныне и в будущем. Здесь приходится сталкиваться как с многообразием мнений, так с и нечётким представлением об этом, в том числе, представителей библиотек и библиотечного дела. Так, например, в одной из презентаций, созданной работниками библиотеки, представлены следующие «Тенденции развития библиотек…» (рис.1).

Рис.1.

Понятно, такое мнение у библиотекарей возникает в результате рассмотрения практической деятельности своих коллег за последние 20 лет. Но это в большей степени не тенденции, а результаты или даже виды деятельности различных библиотек, ищущих своё место в современном мире и обществе. Что само по себе понятно, особенно когда властные структуры сверх мало внимания уделяют данным проблемам. Как говорится: спасение утопающих, дело самих тонущих. Однако не всё так безрадостно и в данном случае.

Выше представленный слайд презентации свидетельствует, что библиотеки, зачастую самостоятельно, на свой страх и риск стремятся измениться с целью найти «свое место в цифровую эру». Другое дело, что эти «тенденции», а также многие иные, отражают лишь хаотические поиски этого самого своего места и даже не претендуют на тактические решения проблемы существования библиотек в современном мире и в будущем. А ведь надо, в первую очередь, хотя бы обозначить стратегические направления, то есть один или несколько основных векторов развития.

Здесь важно чётко представить роль библиотек в современном социуме. Многие специалисты, да и просто индивидуумы отмечают, что Интернет и присутствующие в нём разнообразные электронные информационные ресурсы (ЭИР) позволяют большому количеству людей обходиться без библиотечных учреждений и без помощи их работников, поскольку всё больше потоков информации перемещается в «виртуальное пространство» Интернета.

Однако следует заметить, что это достаточно примитивное представление, так как большинство ЭИР готовится и предоставляется, в том числе в Интернете, именно библиотеками. Они активно осваивают интернет-пространство, создавая свои порталы сайты и блоги, предоставляя через них разным пользователям различные информационные услуги. Генеральный директор РГБ А.И. Вислый отмечает: «“Надежды” на то, что Интернет в целом, заменит систему “традиционных библиотек” иллюзорны» [1].

С другой стороны, действительно немало ЭИР, доступных широким слоям пользователей Интернета, не имеют ни какого отношения к библиотекам. При этом большинство этих материалов не обладает такими важнейшими свойствами, как полнота, точность, достоверность и даже долговременность присутствия в глобальном информационном пространстве Интернета. Не зря порой вполне справедливо Интернет называют «информационной помойкой».

Очевидно, что любого здравомыслящего индивида, не говоря уже о социальных и государственных институтах, такое положение не может удовлетворять, и они будут любыми способами стремиться получать именно точную, полную и достоверную информацию. Особенно когда это касается удовлетворения не просто праздного интереса, а потребностей обучения, науки, исследований, производства и т. п. Ныне, как никогда ранее, важно оперативно находить и получать, а также эффективно использовать обретённую информацию. При этом всё более ощутимой становится навигаторская функция работников библиотек.

В этой связи согласимся с мнением ряда специалистов, утверждающих что современная библиотека должна стать органичной частью национальной и мировой информационных систем, предоставляя самым широким слоям социумов возможность получать необходимую им информацию из любых открытых электронных источников без временных, географических и иных ограничений, обеспечивать долгую жизнь электронным документам, особенно культурного, научного и исторического назначения. Реализация данных представлений возможна и начинает осуществляться, в том числе, с помощью так называемых мобильных библиотек. Последние организуются на различных переносных устройствах. В последнее время всё чаще это гаджеты iPhone, iPod, iPad и электронные книги. В этой связи Минкультуры России разрабатывает систему, с помощью которой обладатель читательского билета сможет удалённо, например из дома, ввести свой пароль и пользоваться единой базой оцифрованных материалов федеральных библиотек, читая их только с экрана своего устройства. Подобные подходы используются и за рубежом, так в США любой посетитель ряда библиотек получает удалённый доступ к их ресурсам через своё электронное устройство для чтения книг.

Заметим, что вопросами оцифровки, особенно редких и раритетных изданий, во всем мире успешно занимаются с конца прошлого столетия. Например, Ватиканский и Оксфордский университеты, являющиеся одними из крупнейших в этой сфере (библиотека Ватикана и Бодлеанская библиотека Оксфорда) запланировали оцифровать около полутора миллионов древних рукописей и печатных книг, которые после оцифровки будут доступны всем специалистам. Эти документы будут размещены на сайте «Всемирной цифровой библиотеки» или «Мировой цифровой библиотеки» (www.wdl.org), хранящей ныне документы фондов 173 стран.

Стратегически важно определить информационные и связанные с ними потребности общества, поскольку в нём должны существовать институты, способные максимально их удовлетворять.

Основными хранителями ИР были и остаются архивы, библиотеки, информационные службы и музеи. Причём наиболее демократичными и открытыми для широких слоёв общества из них являются публичные библиотеки. Для них весьма важно начертать миссию [2], социальные функции и основные направления деятельности на современном этапе и хотя бы на ближайшую перспективу. Специалисты отмечают, что в формулировку миссии должны быть обязательно включены такие элементы, как: формулировка цели организации; определение её специализации и специфики, «география" сферы ее деятельности, т. е. максимально подробная идентификация данной организации на фоне однотипных и упоминание о таких важных составляющих группах организации, как ее работники и акционеры (Graham J.M., Harvlick W.C. Mission statement: A guide to the corporate and non-profit sectors.– N.-Y.London: Garland Publishing Inc., 1994, p. 3). Этому вопросу посвящена также статья В.С. Лазарева «Миссия библиотеки: принципы формулирования» (режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/ntb/ntb2000/9/f09_01.html).

Потребности в сфере культуры в предыдущей исторической формации в нашем государстве в основном удовлетворяли библиотеки и Дворцы культуры, клубы. многие из последних канули в Лету. Поскольку свято место пусто не бывает, их функции всё чаще стали выполняться оставшимися храмами книги.

Хорошо это или плохо? Ни то и не другое! Просто там, где возникает потребность общества реализовать свои социальные и культурные запросы, вне зависимости от государственной политики, будут появляться социальные группы и течения. В данном случае мы говорим лишь об общекультурных запросах и потребностях социума, главным образом, связанных с потребностями сохранения и развития культурных традиций, идентичности и контента, обучения и досуга.

Подтверждением тому является, например, появление в библиотеках информационно-культурных, интеллектуально-информационных или информационно-досуговых центров и центров общения [3]. Современные библиотеки во всём мире могут включать в свою структуру различные непрофильные, как правило, социальные службы и подразделения (музеи, социальные и культурно-досуговые службы, магазины и др.). Они, как отмечалось выше, могут сами входить в состав крупных общественных и культурных комплексов. Высказывается мнение, что задачей будущего развития библиотек должно стать сотрудничество с различными институтами, организациями и заинтересованными лицами. В Концепции развития библиотечного обслуживания населения города Москвы на период до 2015 года [4] отмечается, что в новых районах библиотеки играют роль многофункциональных культурных центров.

Следует отметить, что основными заинтересованными лицами являются пользователи библиотек, в первую очередь, их читатели. Библиотекари всё чаще привлекают к реализации своих проектов не только постоянных пользователей библиотек, но и не посещающих их людей, так или иначе заинтересованных в такой деятельности, различным образом мотивируя всех участников своих проектов. Например, предоставляя им возможности проявить себя в ином качестве, приглашая их на различные бесплатные и иные мероприятия, предоставляя им бесплатное время работы в Интернете, возможность научиться пользоваться компьютером, Интернетом, оргтехникой и др.

Формируемая в России и за рубежом концепция современной библиотеки как информационно-культурного центра предполагает организацию и проведение в ней мероприятий культурно-просветительного, развлекательного и иного социального характера. Например, всё чаще библиотеки превращают своё пространство в коворкинг [5], площадку для публичных встреч, образовательных и культурных мероприятий. Президент ИФЛА Ингрид Пэрент в приветствии 78 конференции и Ассамблеи ИФЛА (г. Хельсинки, Финляндия, 11–17 августа 2012 года) сказала, что «В конце концов, библиотеки есть или могут стать конечными пунктами сообществ, центрами обучения, общественных действий, социального участия и демократических ценностей» [6].

По мнению специалистов, ныне происходит и эволюция информационной функции библиотек в информационно-аналитическую. По общему мнению участников круглого стола «Библиотечные здания: архитектура, дизайн, организация пространства» (Государственная библиотека Югры, 11 марта 2013 года) актуальной моделью создаваемой библиотеки должна стать библиотека – центр местного сообщества, привлекательный (открытый и экологичный) образ которой должен возвратить читателя [7].

В «Практическом руководстве по развитию общедоступных муниципальных библиотек» (разработка Российской национальной библиотекой, 2010 г.) отмечается, что до 2015 года основные направления государственной политики в сфере культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации включают создание на базе библиотек общественных центров повышения компьютерной грамотности и общественного доступа в Интернет, общедоступных справочных и образовательных порталов, «электронных библиотек», «дистанционного образования» и «дистанционной информационной среды». Причём Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (№83 от 08.05.2010 года) библиотекам, в частности, предлагается ориентироваться на приносящие финансовую прибыль досуговые услуги.

Заметим, что отмечаемое рядом авторов противоречие между информационным и социокультурным функционалом библиотек достаточно условно, ибо они практически всегда в той или иной мере их выполняли. Поэтому нисколько неудивительно, что библиотеки становятся лишь местом коммуникационного и мультикультурного пространства. Хотя, как отмечает С.А. Басов, соотношение и формы реализации данных двух функций «могут меняться в широких пределах» [8], что, по его мнению, «предоставляет широчайшее поле для творческой активности библиотекаря».

Видимо эти положения и легли в основу концепции информационно-культурных центров, а также в озвученное направление развития библиотек на ближайшую перспективу. Примером сочетания данных функций в библиотеках может быть реализуемый в них проект «Живые книги», когда в течение, например, 30 минут можно послушать и пообщаться с представителем какой-либо профессии или социального статуса.

В любом случае необходимо прислушаться к мнению пользователей библиотечных услуг, считающих, что библиотеки должны быть уютными, позволяющими получать широкий спектр информационных и культурных услуг, чтобы из них никогда не хотелось уходить. Министр культуры России В. Мединский в 2012 году отметил следующее: «Самое большое достижение цивилизации – это библиотека. Если власти хотят оставить народ без земли, без истории и так далее, закрывают библиотеки», и предложил (предположил), что книгохранилищами останутся только крупные библиотеки РГБ, РНБ и т. д., а библиотеки ниже уровня областной ждет судьба перепрофилирования в интернет-центр с досугово-образовательными целями. Городские и районные библиотеки, считает В. Мединский, если и будут существовать, то их нужно реформировать в интернет-образовательные центры досугового плана, куда приходят люди пообщаться, спокойно поработать, пройти электронный курс.

Резюмируя мнение многих отечественных и зарубежных специалистов и просто пользователей Интернета, можно сказать, что библиотека будущего представляется ими как удобное с точки зрения посещения и комфортное для людей пространство, где посетители могут насладиться книгами и кофе, получить знания, заняться любимым делом, пообщаться с друзьями и деловыми партнерами, посетить выставку и поучаствовать в различных мероприятиях и др. При этом библиотека должна интегрироваться в другие социальные институты – парки, рестораны, уличные кафе, то есть она должна сама приходить к своим читателям и посетителям.

В Концепции развития библиотечного обслуживания населения города Москвы на период до 2015 года отмечается, что при решении задач инновационного развития библиотек города как информационно-аналитических и многофункциональных досуговых центров «стратегическим направлением библиотечной политики должно стать создание условий для самообразования, креативной деятельности различных категорий населения, развитие творческой индустрии, инновационных культурных программ, информационного обеспечения художественно-творческой деятельности» [4].

Иными словами можно утверждать, что основной вектор развития большинства, особенно публичных, библиотек заключается в том, что они, являясь местом удовлетворения информационных потребностей индивидуумов и социумов, становятся мощной социальной полиструктурой, вокруг которой может и должно сплотить общество.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вислый, А.И. Электронные библиотеки/ А.И. Вислый // Электронные библиотеки 2001.–Том 4.–Выпуск 1.– Режим доступа: http://www.elbib.ru/content/journal/2001/200101/vislii/vislii.ru.htm.
2. Специалисты отмечают, что в формулировку миссии должны быть обязательно включены такие элементы, как: формулировка цели организации; определение её специализации и специфики, «география" сферы ее деятельности, т. е. максимально подробная идентификация данной организации на фоне однотипных и упоминание о таких важных составляющих группах организации, как ее работники и акционеры [Graham J.M., Harvlick W.C. Mission statement: A guide to the corporate and non-profit sectors.– N.-Y.London: Garland Publishing Inc., 1994, p. 3]. Формулированию миссии библиотек посвящена статья В.С. Лазарева «Миссия библиотеки: принципы формулирования».– Режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/ntb/ntb2000/9/f09_01.html.
3. В последнем случае приведём курьезное, по мнению автора, решение представителей областной научной библиотеки провести в феврале 2013 г. в своей библиотеке мероприятие «быстрые знакомства» (англ. «спиддэйтинг») для молодых людей, подавших заявки в «ВКонтакте». Организаторы формулируют такое решение желанием создать альтернативу бесплодным поискам возлюбленного в кафе или ночном клубе.
4. Приложение к постановлению Правительства Москвы от 22 апреля 2008 г. №318-ПП, С.2.
5. Коворкинг, в данном случае, предлагается воспринимать как общие пространства для совместной работы, отвечающие потребностям современных посетителей библиотек.
6. Материал взят в Интернете по адресу: http://express.ifla.org/node/5248.
7. Материал взят в Интернете по адресу: http://rba.okrlib.ru/rba/biblioteka_dolzhna_byt_takoj_chtoby_rebenka_siloj_uvodili_iz_nee_itogi_proektnogo_seminara_v_hantymansijske/.
8. Басов, С.А. (не) Страшное информационное счастье Вадима Степанова//Университетская книга, май, 2013.– Режим доступа: http://www.unkniga.ru/biblioteki/bibdelo/1509-ne-strashnoe-informacionnoe-schastie.html.