Алешин Л.И.
ПРЕПОДАВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН,
СВЯЗАННЫХ С
АВТОМАТИЗАЦИЕЙ БИБЛИОТЕЧНЫХ
ПРОЦЕССОВ
В образовательном стандарте, разработанном в 2002 году
и утверждённом в 2003 году, по специальности 052700 «Библиотечно-информационная
деятельность» есть специализация «Компьютерные технологии в библиотечно-информационных
системах». Поскольку научно-технический процесс (НТП) и практика не стоят на
месте, то и стандарты периодически пересматриваются с целью не только отразить
современное положение дел, но и учесть некоторую перспективу развития в конкретной
предметной области. В этой связи хочется отметить, что такое время пришло.
Среди специальных дисциплин указанной
специализации, связанных с автоматизированными библиотечно-информационными системами
(АБИС), в данный стандарт входят следующие: Автоматизированные библиотечно-информационные
технологии, Проектирование АБИС, Информационное
обеспечение АБИС, Лингвистическое обеспечение АБИС и Программно-техническое
обеспечение АБИС.
При этом в учебный план МГУКИ включены следующие,
связанные с АБИС, дисциплины специализации: Автоматизированные
библиотечно-информационные технологии, Организация
и технология АБИС, Подсистемы АБИС, Проектирование АБИС, Информационное
обеспечение АБИС, Информационные ресурсы АБИС, Лингвистическое обеспечение
АБИС, Программно-техническое обеспечение АБИС.
Таким образом видно, что
обучающимся по данной специализации предлагается детализированное изучение
основных аспектов, связанных с созданием (проектированием), внедрением и
эффективным использованием АБИС. Чтобы понять насколько детально
рассматриваются данные проблемы, следует отметить, что при анализе любых АИС
обычно рассматривают следующие виды обеспечения:
● организационное,
● методическое,
● программное;
● техническое,
● информационное,
● лингвистическое,
● правовое,
● эргономическое.
В практике, связанной с АБИС, обычно упоминают:
программное и техническое, а также информационное и лингвистическое обеспечение. При этом в данный перечень необходимо
добавить организационное
и методическое (технологическое) обеспечение, а правовое и эргономическое обеспечение могут
рассматриваться в других курсах, например, первое в дисциплине «Информационная
безопасность. Защита информации», а второе – в дисциплине «Проектирование АБИС».
Далее хочется остановиться на аспектах, связанных с изменением
наполнения некоторых курсов данного цикла. Так, например, в дисциплине «Автоматизированные библиотечно-информационные
технологии» присутствует тема (дидактическая единица) «Технология
автоматизированного комплектования документных фондов», а в дисциплине
«Организация и технология АБИС» – «Организация и технология комплектования
библиотечно-информационных ресурсов АБИС». Очевидно, что данные дидактические единицы (ДЕ) в значительной
степени аналогичны, и могут дублировать друг друга. Тоже самое
касается и некоторых других ДЕ, например, в тех же дисциплинах ДЕ «Технология
домашинной, машинной и послемашинной обработки документов» в первой корреспондируется
с ДЕ «Технология и организация обработки входных документальных
потоков в АБИС» – во второй.
В дисциплину «Программно-техническое обеспечение АБИС» включена ДЕ «Проектирование,
создание, эксплуатация и сопровождение программного обеспечения автоматизированных
библиотечно-информационных систем и сетей» хотя для её рассмотрения предназначен специальный курс под названием «Проектирование
АБИС». В дисциплине «Автоматизированные библиотечно-информационные
технологии» представлена ДЕ «Состав, технологии создания и тенденции
развития продуктов и услуг, автоматизированных библиотечно-информационных
систем», которая в значительной степени
связана с ДЕ «Состав системного и прикладного программного обеспечения
АБИС» и ДЕ «Состав программного
обеспечения автоматизированных рабочих мест АБИС» в дисциплине «Программно-техническое обеспечение АБИС».
Конечно, это рабочие
моменты, требующие уточнения, некоторых изменений и дополнений, которые, очевидно,
потребуется внести в существующий стандарт. Однако, более важно, на мой взгляд,
изменить другие компоненты, а именно, соотношение лекционных и практических, а
также аудиторных и неаудиторных занятий и их наполнение. Эти данные представлены
в учебном плане вуза по данной специализации.
В качестве примера
рассмотрим две дисциплины данного цикла: «Организация
и технология АБИС» и «Программно-техническое обеспечение АБИС». В каждой из них
количество лекционных превалирует над количеством семинарских занятий (52% и
48% в первой дисциплине, 55,5% и 44,5% – во второй), хотя, особенно в рамках
данных прикладных и в большей степени практических дисциплин лучше было бы
сделать наоборот. Данные из учебного плана по названным дисциплинам приведены в
Таблице 1.
Таблица 1
Наименование дисциплины |
Аудиторные занятия, часов |
|||
Всего |
Лекции |
Семинары |
п/гр. и м/гр. |
|
2 |
9 |
10 |
11 |
12-13 |
Организация и технология АБИС |
116 |
60 |
56 |
|
Программно-техническое обеспечение
АБИС |
72 |
40 |
32 |
|
В свете современных методов обучения в вузе,
нацеленных не на диктовку изучаемого материала преподавателем под запись, а на
максимально самостоятельную работу студентов под руководством преподавателя, на
использование современных компьютерных и иных технических средств обучения (ТСО)
и т. п., и подавно превалировать должны иные компоненты, например, интерактивные лекции, активно вовлекающие студентов в
процесс изучения дисциплин, индивидуальные задания, обсуждения конкретных положений
и аспектов изучаемой дисциплины, обмен мнениями, решение конкретных заданий в
малых группах и т. д.
Легко заметить, что в названном учебном плане (Таблица
1) не указаны практические занятия. Для ориентации на
современные методы обучения, использующие ТСО, при расчёте количества
аудиторных часов по данным дисциплинам предлагается использовать следующие
соотношения: 20÷30% на лекционные (графа 10), 35÷40% на
семинарские (графа 11) и 40÷45% (суммарно графы 12 и 13) на практические
занятия. В результате по данным дисциплинам получаются усреднённые данные,
приведённые в Таблице 21.
Таблица 2
Наименование дисциплины |
Аудиторные занятия, часов |
|||
Всего |
Лекции |
Семинары |
п/гр. и м/гр. |
|
2 |
9 |
10 |
11 |
12,
13 |
Организация и технология АБИС |
116 |
24 |
42 |
50 |
Программно-техническое обеспечение
АБИС |
72 |
18 |
26 |
32 |