Алешин Л.И.

 

ПРЕПОДАВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН,

СВЯЗАННЫХ С АВТОМАТИЗАЦИЕЙ БИБЛИОТЕЧНЫХ

ПРОЦЕССОВ

 

Очевидно, что в нашем мире в любой сфере деятельности человека практически всё находится в поступательном движении, особенно если это связано с применением современных (иногда говорят новых или новейших) информационных технологий (НИТ). Данное обстоятельство не обходит стороной и библиотечное дело, а в частности аспекты, связанные с автоматизацией библиотечно-информационных процессов.

Несомненно, что эффективность использования средств автоматизации и НИТ в библиотеке базируется на знаниях и опыте в данной предметной области. Очевидно, что знания эти в основном получаются в специализированных учебных заведениях. Для этого создаются специальные стандарты, например, Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства.

В образовательном стандарте, разработанном в 2002 году и утверждённом в 2003 году, по специальности 052700 «Библиотечно-информационная деятельность» есть специализация «Компьютерные технологии в библиотечно-информационных системах». Поскольку научно-технический процесс (НТП) и практика не стоят на месте, то и стандарты периодически пересматриваются с целью не только отразить современное положение дел, но и учесть некоторую перспективу развития в конкретной предметной области. В этой связи хочется отметить, что такое время пришло.

Среди специальных дисциплин указанной специализации, связанных с автоматизированными библиотечно-информационными системами (АБИС), в данный стандарт входят следующие: Автоматизированные библиотечно-информационные технологии, Проектирование АБИС, Информационное обеспечение АБИС, Лингвистическое обеспечение АБИС и Программно-техническое обеспечение АБИС.

При этом в учебный план МГУКИ включены следующие, связанные с АБИС, дисциплины специализации: Автоматизированные библиотечно-информационные технологии, Организация и технология АБИС, Подсистемы АБИС, Проектирование АБИС, Информационное обеспечение АБИС, Информационные ресурсы АБИС, Лингвистическое обеспечение АБИС, Программно-техническое обеспечение АБИС.

Таким образом видно, что обучающимся по данной специализации предлагается детализированное изучение основных аспектов, связанных с созданием (проектированием), внедрением и эффективным использованием АБИС. Чтобы понять насколько детально рассматриваются данные проблемы, следует отметить, что при анализе любых АИС обычно рассматривают следующие виды обеспечения:

● организационное,

методическое,

программное;

● техническое,

● информационное,

● лингвистическое,

● правовое,

● эргономическое.

В практике, связанной с АБИС, обычно упоминают: программное и техническое, а также информационное и лингвистическое обеспечение. При этом в данный перечень необходимо добавить организационное и методическое (технологическое) обеспечение, а правовое и эргономическое обеспечение могут рассматриваться в других курсах, например, первое в дисциплине «Информационная безопасность. Защита информации», а второе – в дисциплине «Проектирование АБИС».

Далее хочется остановиться на аспектах, связанных с изменением наполнения некоторых курсов данного цикла. Так, например, в дисциплине «Автоматизированные библиотечно-информационные технологии» присутствует тема (дидактическая единица) «Технология автоматизированного комплектования документных фондов», а в дисциплине «Организация и технология АБИС» – «Организация и технология комплектования библиотечно-информационных ресурсов АБИС». Очевидно, что данные дидактические единицы (ДЕ) в значительной степени аналогичны, и могут дублировать друг друга. Тоже самое касается и некоторых других ДЕ, например, в тех же дисциплинах ДЕ «Технология домашинной, машинной и послемашинной обработки документов» в первой корреспондируется с ДЕ «Технология и организация обработки входных документальных потоков в АБИС» – во второй.

В дисциплину «Программно-техническое обеспечение АБИС» включена ДЕ «Проектирование, создание, эксплуатация и сопровождение программного обеспечения автоматизированных библиотечно-информационных систем и сетей» хотя для её рассмотрения предназначен специальный курс под названием «Проектирование АБИС». В дисциплине «Автоматизированные библиотечно-информационные технологии» представлена ДЕ «Состав, технологии создания и тенденции развития продуктов и услуг, автоматизированных библиотечно-информационных систем», которая в значительной степени связана с ДЕ «Состав системного и прикладного программного обеспечения АБИС» и ДЕ «Состав программного обеспечения автоматизированных рабочих мест АБИС» в дисциплине «Программно-техническое обеспечение АБИС».

Конечно, это рабочие моменты, требующие уточнения, некоторых изменений и дополнений, которые, очевидно, потребуется внести в существующий стандарт. Однако, более важно, на мой взгляд, изменить другие компоненты, а именно, соотношение лекционных и практических, а также аудиторных и неаудиторных занятий и их наполнение. Эти данные представлены в учебном плане вуза по данной специализации.

В качестве примера рассмотрим две дисциплины данного цикла: «Организация и технология АБИС» и «Программно-техническое обеспечение АБИС». В каждой из них количество лекционных превалирует над количеством семинарских занятий (52% и 48% в первой дисциплине, 55,5% и 44,5% – во второй), хотя, особенно в рамках данных прикладных и в большей степени практических дисциплин лучше было бы сделать наоборот. Данные из учебного плана по названным дисциплинам приведены в Таблице 1.

Таблица 1

Наименование

дисциплины

Аудиторные занятия, часов

Всего

Лекции

Семинары

п/гр. и м/гр.

2

9

10

11

12-13

Организация и технология АБИС

116

60

56

 

Программно-техническое обеспечение АБИС

72

40

32

 

 

В свете современных методов обучения в вузе, нацеленных не на диктовку изучаемого материала преподавателем под запись, а на максимально самостоятельную работу студентов под руководством преподавателя, на использование современных компьютерных и иных технических средств обучения (ТСО) и т. п., и подавно превалировать должны иные компоненты, например, интерактивные лекции, активно вовлекающие студентов в процесс изучения дисциплин, индивидуальные задания, обсуждения конкретных положений и аспектов изучаемой дисциплины, обмен мнениями, решение конкретных заданий в малых группах и т. д.

Легко заметить, что в названном учебном плане (Таблица 1) не указаны практические занятия. Для ориентации на современные методы обучения, использующие ТСО, при расчёте количества аудиторных часов по данным дисциплинам предлагается использовать следующие соотношения: 20÷30% на лекционные (графа 10), 35÷40% на семинарские (графа 11) и 40÷45% (суммарно графы 12 и 13) на практические занятия. В результате по данным дисциплинам получаются усреднённые данные, приведённые в Таблице 21.

Таблица 2

Наименование

дисциплины

Аудиторные занятия, часов

Всего

Лекции

Семинары

п/гр. и м/гр.

2

9

10

11

12, 13

Организация и технология АБИС

116

24

42

50

Программно-техническое обеспечение АБИС

72

18

26

32

 

Hosted by uCoz