ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА И БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В ВУЗАХ

Алешин Л.И.

Московская финансово-промышленная академия


    Библиотечное обслуживание в вузах имеет свои особенности. Постоянной и актуальной задачей данного типа библиотек является книгообеспеченность. Традиционные методы не позволяют полностью удовлетворить потребности высшей школы. Решить эту задачу можно с помощью электронных библиотек. В статье рассматриваются варианты такого решения.
  "Современные тенденции развития библиотечно-информационных технологий и библиотечно-информационной сферы в целом логично увязаны с общими современными тенденциями развития общества, прежде всего с постоянно возрастающим уровнем высоких информационных и компьютерно-коммуникационных технологий и гражданско-правового самосознания"1 - отмечаяе Я.Л. Шрайберг. Он же относит "к одному из последних современных достижений в области информационных технологий в библиотеках - технологии электронных библиотек" и отмечает, что современные библиотеки должны "содействовать образованию и просвещению населения"2. Последнее обстоятельство в значительной степени затрагивает различные виды обучения и, в первую очередь, высшее профессиональное образование.
    Библиотечное обслуживание в вузах имеет свои, ставшие традиционными, особенности, связанные с образовательным процессом. В первую очередь, они обусловлены потребностью обеспечивать студентов необходимыми им учебно-методическими материалами, которые условно можно разделить на две основные категории:
  1) приобретаемые в различных источниках распространения информации, а также получаемые в дар и по книгообмену;
  2) создаваемые и, как правило, издаваемые вузом.
  Этот аспект обслуживания, несомненно, связан с постоянной и актуальной задачей вузовских библиотек – книгообеспеченностью. Данная задача решается путём применения различных методов и средств. При этом следует отметить, что



1Шрайберг Я.Л. Мировые тенденции развития библиотечно-информационной сферы и их отражение на пространстве СНГ [Текст]: Ежегодный доклад Конференции "Крым", 2004/Я.Л. Шрайберг.-М., 2004.-28 с. (Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса).
2Там же.
 

традиционные методы не могли ранее и не способны ныне удовлетворить потребности высшей школы. Ярким свидетельством тому были установленные в ней нормативы, которые, как правило, не превышали 50% обеспеченности всего контингента студентов любого вуза страны необходимыми им учебно-методическими материалами.
    В статье исследуются возможные варианты решения данной проблемы.
    С появлением электронных документов и изданий, доступных широкому кругу пользователей, в том числе студентам вузов, возникает возможность расширить ассортимент предлагаемых студентам основных и дополнительных учебно-методических материалов, в первую очередь, создаваемых в вузе, где они обучаются, а также в других, родственных учебных заведениях.
    При этом проблему книгообеспеченности начинают решать путём сочетания традиционных методов заказа учебной литературы и использования её в учебном процессе с применением электронных изданий, приобретаемых на стороне или создаваемых в самих вузах. В последнем случае обычно применяются две основные технологии:
    1) создания (генерации) собственных электронных информационных ресурсов учебного назначения;
    2) копирования (сканирования) учебно-методических материалов из различных источников (в том числе имеющихся в вузе), необходимых для их активного использования в учебном процессе.
    Вторая технология может быть связана с необходимостью решения проблем авторского права создателей копируемых документов. Эта проблема в данном контексте не рассматривается.
    При этом в вузах формируются коллекции электронных учебных материалов, которые необходимо:
    1) систематизировать,
    2) привести (желательно) к единообразному и стандартному виду,
    3) долговременно сохранять на надёжных электронных носителях данных и, при необходимости, иметь возможность их актуализации предпочтительно силами самих авторов,
    4) организовать таким образом, чтобы обеспечить к ним удобный и открытый доступ профессорско-преподавательскому составу и обучаемым в вузе, а при возможности, и сторонним пользователям.



    Значительное число современных вузов имеют технические средства обучения, в том числе в компьютерных классах, содействующих реализации различных видов обучения. Эти же средства зачастую предоставляются преподавателям и студентам для осуществления ими самостоятельной работы на компьютерах вуза, а также для доступа в Интернет.
    Кроме того, отечественные вузы активно создают и поддерживают широко представленные в Интернете сайты и порталы. Высшая школа представлена в Интернете специализированными сайтами и порталами, предоставляющими вузам различные виды доступа к имеющимся на них материалам. Главным образом, это электронные учебные и научные материалы, а также отечественные и зарубежные периодические издания. Так, Центральная библиотека образовательных ресурсов (ЦБОР) Министерства образования и науки РФ поддерживает сайт с самой полной в России электронной библиотекой учебной и учебно-методической литературы. Он предоставляет учебным заведениям широкий комплекс информационно-образовательных услуг.
    Данные информационные ресурсы реально, широко и разнообразно используются вузами, осуществляющими любые формы обучения, в том числе с использованием технологий дистанционного и электронного обучения.
Из совокупных направлений, применяющих названные информационные ресурсы и площадки, выделим три, наиболее часто реализуемые большинством вузов страны, имеющих собственные сайты или порталы.
    Первое направление связано с формированием на этих площадках в основном материалов справочного характера о: вузе, его руководстве, деканатах, кафедрах, профессорско-преподавательском составе (кто есть кто в вузе), формах и методах обучения; об учебной и учебно-научной деятельности; спортивных достижениях и культурно-массовых мероприятиях. Туда же относятся материалы, предназначенные для поступающих в вуз (абитуриентов), новости и т.п.
    Второе направление характеризуется организацией и размещением на сайтах и порталах вузов коллекций электронных материалов, необходимых для осуществления учебного процесса: электронные расписания, тесты и зачётные книжки, сведения о проводимых учебных и научных мероприятиях, о возникающих изменениях в учебном процессе, о проводимых и прошедших конференциях, семинарах и т.п.
    Наконец, третье направление обычно отражает обеспеченность учебного процесса необходимыми учебно-методическими материалами. В простейшем виде оно реализуется в виде веб-страниц вузовской библиотеки, включающих связанную с её деятельностью разнообразную информацию. Наибольший интерес в нашем случае представляют списки новых поступлений, электронные каталоги и т.п.

 

материалы, обычно присутствующие на этих страницах.
    В ряде случаев пользователи в онлайновом режиме (локально в вузе, и (или) удалённо в Интернете) могут не только найти в Электронном каталоге вуза библиографические описания необходимых им документов, но и заказать их в библиотеке. Библиотека в этом случае может забронировать их, или в электронной форме выслать пользователю заказанные документы на указанный им адрес электронной почты и др. Возможность выполнения заказа в той или иной форме зависит от принятых в ввузе и его библиотеке административно-управленческих решений, а также от потенциальных возможностей самой библиотеки. Например, такой услугой могут воспользоваться только студенты и преподаватели данного вуза, имеющие индивидуальный логин и пароль доступа к Электронному каталогу, электронному закакзу литературы и др.
    Некоторые полнотекстовые электронные документы выставляются на сайте вуза и становятся доступными любым посетителям этого сайта. Как правило, это полные или сокращённые варианты учебно-методических изданий вуза, материалов конференций и т.п., для использования которых организаторы сайта могут потребовать от пользователей зарегистрироваться на этом сайте. Подобные материалы образуют коллекцию электронных документов, формируемую на сайте вуза и, как правило, предоставляемую авторизованным пользователям для свободного их использования в учебном процессе, учебно-научной и научно-педагогической деятельности.
    Организованную подобным образом систему с такими массивами электронных документов обычно называют электронной библиотекой (ЭБ). Коллекции этих документов в электронной форме представляют лишь ограниченную (усечённую) часть фонда традиционной библиотеки, поэтому такую систему можно достаточно условно назвать электронной библиотекой.
    Кроме того, данные массивы электронных документов не позволяют решить проблему книгообеспеченности и, как правило, являются дополнением к основным видам учебно-методических материалов. В тоже время именно это направление способно обеспечить достижение поставленной цели.
    Для его реализации необходимо методично собирать и формировать в специально разработанных электронных формах и шаблонах учебно-методические материалы, требуемые для обеспечения учебного процесса. После чего их можно использовать, обеспечивая студентов различных форм обучения необходимыми им материалами. Например, можно формировать комплекты таких документов (кейсы), ориентированные на изучение их в течение семестра или учебного года, для конкретных специальностей



    и специализаций, а затем тиражировать эти коллекции на компакт-диски.
    Другой вариант предполагает создание на сайте вуза систематизированных коллекций веб-страниц, содержащих полные электронные тексты этих материалов, доступ к которым предоставляется путём автоматизации пользователей и т.п.
    Можно использовать комбинированные и иные методы обеспечения обучаемых набором (комплектом) необходимых им учебных материалов. Главное заключается в том, что такая коллекция электронных учебно-методических материалов, размещённых на сайте вуза, постепенно может стать не просто электронной библиотекой вуза. Она позволит практически в полном объёме решить проблему книгообеспеченности вуза. При этом подобная технология избавляет библиотекарей от сложной и мало эффективной работы, связанной с: выявлением необходимых вузу учебных материалов, обработкой заявок, определением источников многоэкземплярного комплектования и приобретением необходимых или недостающих документов; учётом и расстановкой их в фонде; как минимум дважды в год массовой выдачей, а потом возвращением книг; увеличением мест хранения (выявлением необходимых площадей), увеличением штата сотрудников библиотеки, а также приобретением и освоением систем автоматизации данных процессов, списания и др.
    В результате сокращаются различные виды затрат библиотеки и вуза, но возникает возможность сократить и (или) перераспределить различные имеющиеся ресурсы для достижения эффективного, комфортного и оперативного обслуживания пользователей этих материалов. При этом достигается полная, а не частичная ( в том числе с учётом установленных норм учебной литературы, выдаваемых на одну учебную группу), книгообеспеченность обучаемых.
    Подобные решения носят инновационный характер. Создатели таких электронных библиотек, как правило, не афишируют и не рекламируют свои разработки. В связи с этим не представляется возможным не только предложить, но и даже разработать какие-либо методики расчета книгообеспеченности, базирующиеся на использовании названных вариантов электронных библиотек. Собственно особой необходимости в этом и нет, так как в различных условиях функционирования вузов путем комбинирования рассмотренных методов можно достигать практически полной книгообеспеченности.
    При этом обычно не возникает проблем, связанных с какими-либо ограничениями в использовании таких ЭБ. Даже, например, ограниченное количество рабочих мест в каком-либо вузе, с которых пользователи могут получить доступ к этим ЭБ, и невысокая скорость работы в Интернете, существенно не могут повлиять на использование подобных технологий, так как соответствующие клиенты могут получать доступ к

 

информационным ресурсам ЭБ и из других мест, а также на различных носителях электронных данных.
    Стоимость функционирования подобной ЭБ в вузе может оказаться ничтожно малой, так как основные её информационные ресурсы составляют учебно-методические материалы в электронной форме, которые, как правило, формируются преподавателями вуза. В этом случае речь идет о верстке и преобразовании этих документов в веб-страницы, что достаточно легко сделать усилиями сотрудников, преподавателей и студентов любого современного вуза.
    Сканирование "чужих" материалов может решаться таким же или иным образом (в данной статье эти аспекты не рассматриваются). Копирование документов на компакт-диски также не составляет каких-либо трудностей и проблем, особенно при малых тиражах (например, по индивидуальным заказам) и т.д.
    Варианты реализации этой проблемы в ряде вузов России свидетельствуют, что таким образом можно решать данную проблему на стороне вуза.
   При этом возникает проблема, связанная с потребностью всех потенциальных пользователей такой электронной библиотеки иметь необходимые программно-технические средства, а также доступ в Интернет. Ныне большинство обучаемых в вузе имеют персональные компьютеры и возможность выхода в Интернет из дома, на работе, у друзей и близких. Кроме того, вузы на определённое время обычно предоставляют свои компьютеры, например, расположенные в компьютерных классах. Поэтому вероятнее всего, что данная проблема решена или будет решена в ближайшее время. В ряде периферийных вузов, где затруднено эффективное использование Интернета, эта проблема легко решается путём использования компакт-дисков и, при необходимости и возможности, печатных копий документов.
    Нельзя не обратить внимание на тенденцию, связанную с решением некоторых вузов вовсе отказаться от формирования и использования в своих стенах традиционных библиотек, создавая и развивая лишь электронные библиотеки. Интенсивное развитие современных электронных библиотек должно гармонично сочетаться с различными, в том числе традиционными, формами библиотечно-информационного обслуживания их пользователей. Так, к недостаткам наличия в вузе лишь электрнных библиотек следует отнести отсутствие у его преподавателей, сотрудников и студентов возможности пользоваться необходимой им периодической литературой, поскольку в этих электронных библиотеках, как правило, не предполагается размещать даже все, необходимые студентам, сотрудникам и преподавателям, профильные периодические издания.
    Резюмируя, отметим: полноценные коллекции электронных учебно-методических материалов, входящие в состав электронных библотек вузов способны решить одну из



    важнейших задач вузовских библиотек – книгообеспеченность. При этом расширяются возможности библиотечно-информационного обслуживания различных категорий пользователей этих услуг.
    В статье рассматривались подходы к решению данной проблемы, которые базировались на фрагментах существующих реализаций. При этом окончательные варианты создания и использования таких ЭБ целесообразно рассматривать и применять в каждом конкретном вузе, то есть в процессе проведения исследований его возможностей и потребностей, в том числе возможностей профессорско-преподавательского состава и студентов этих вузов, позволяющих реализовать ту или иную схему организации и эксплуатации учебной электронной библиотеки.
    Проблема непростая. Формирование вариантов таких ЭБ требует проведения соответствующих исследований. Полученные результаты базируются в том числе на накопленном опыте использования подходов и технологий создания электронных библиотек учебных и учебно-методических ресурсов, будут способствовать формированию методик, полезных вузам, предполагающим создавать такие электронные библиотеки.


ELECTRONIC LIBRARY AND LIBRARY-INFORMATION SERVICE IN HIGH SCHOOLS

ALESHIN L.I.

  Library service in high schools has the features. A constant and actual problem of the given type of libraries is Maintenance with books in the higher school. Traditional methods do not allow to satisfy need of the higher school completely. To solve this problem it is possible by means of electronic libraries. In clause variants of such decision are resulted.

 

Hosted by uCoz