РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ
В 1995 году Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию была предложена концепция создания и развития единой системы дистанционного образования.
Дистанционное образование в России за последние 4 года прошло путь от изучения основ до создания концепций и апробации (экспериментального внедрения) нового вида обучения. За это время оформились основные подходы реализации названного вида образования и особенности его применения. Практически все исследователи отмечают, что применение Интернет-технологий позволяет наиболее полно реализовать потенциальные возможности дистанционного образования.
Использование таких технологий влечет за собой решение целого ряда проблем, связанных с методическими, интеллектуальными, технологическими и программно-техническими аспектами, рассмотрению которых посвящено значительное количество исследований отечественных и зарубежных специалистов. Примером тому является проходившая в ноябре с.г. в Москве конференция ИТО-98/99 (информационные технологии в образовании).
Не умаляя роли и значения других, названных выше составляющих такого образования, следует отметить, что использование соответствующих технических средств является достаточно важной задачей, позволяющей эффективно решать проблему дистанционного обучения. Успешную реализацию такого образования специалисты связывают с использованием телекоммуникаций, прежде всего, Интернет. В этом случае наиболее полно реализуется парадигма индивидуального подхода к обучению на основе предоставления возможности личности приобретать необходимые знания вне зависимости от расстояния между обучаемым и обучающим. Конечно, современные системы дистанционного обучения не обусловливают однозначного определения эффективности организуемого через Интернет контроля знаний, но это отдельная тема.
Отсутствие возможности обеспечения “учителей”, “учеников” и администрации учебных заведений всеми необходимыми программно-техническими средствами является основной проблемой, ограничивающей возможности наиболее полного использования телекоммуникационных технологий в образовании. В первую очередь это касается технических средств.
На основе изучения опыта ведущих организаций России по внедрению дистанционного обучения и в зависимости от технических возможностей абонентов можно представить следующие этапы (варианты) реализации Интернет-технологий в нашей стране:
Для реализации данной технологии используются традиционные средства связи (почта, телеграф, курьер) и электронная почта.
Обратная связь студента с преподавателем может быть расширена возможностью применения факсимильных аппаратов и др. Кроме того, представляется случай организовать УКП в местах компактного проживания обучаемых, положительно зарекомендовавших себя в практике высшей школы.
Данный этап характеризуется использованием CD-ROM и технологий Интернет в режиме “off-line” (электронная почта).
С точки зрения организации наиболее точного контроля знаний Интернет-технологии предоставляют различные возможности идентификации обучаемых с целью гарантирования качества выявления именно их знаний.
Систематизация не претендует на полноту случаев использования технических средств дистанционного обучения. Допускается их вариативность. Это одна из первых классификаций. Она позволяет объективно оценить варианты использования технологий Интернет в дистанционном образовании и оказать помощь тем, кто предполагает организовать дистанционное обучение, изучает возможности использования соответствующих технических средств.