Алешин Л.И.
РОССИЙСКИЕ ВУЗЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
В ИНТЕРНЕТ – ИНТЕРНЕТ В ВУЗАХ КУЛЬТУРЫ
Вузы культуры и искусств – синтез гуманитарных, исторических, искусствоведческих, социально-культурных, изобразительных, театральных, музыкальных, хореографических, информационных, в том числе библиотечных, и других специальных наук. “Руссика” с точки зрения живого языка, широко культивируемых в народе обычаев и собственно народного творчества нашла свое прибежище и развитие в этих “островах” российской культуры. В настоящее время в России существует 18 вузов культуры и искусств. Совершенствование форм обучения в высших учебных заведениях связано и с наличием собственных сайтов. При поддержке фонда Сороса реализована программа создания таких сайтов в 33 крупнейших университетах России. Становится это возможным в вузах культуры и искусств. Обмен информацией и обучение студентов с помощью глобальных сетей реализуется по нескольким направлениям. Большинство вузов культуры и искусства имеют адреса электронной почты. Основной обмен информацией с отечественными и зарубежными специалистами осуществляется именно в этом режиме. Собственный сайт устойчиво работает лишь в Московском государственном университете культуры и искусств (МГУКИ). В этой связи обучение и широкое использование Интернет для названных вузов остается весьма проблематичным. Как правило, лишь в отдельных случаях им удается эпизодически пользоваться классами Интернет, имеющимися у других вузов и университетов их регионов.
Любой язык, в том числе русский язык, как средство общения и объект изучения традиционно являлся предметом исследований филологов, лингвистов и других специалистов, которые в большей степени носили теоретический характер Они мало известны не только зарубежным специалистам, но и широкой отечественной общественности. В этом смысле вызывает интерес такое российское явление, как вузы культуры и искусств. Они представляют собой синтез гуманитарных, исторических, искусствоведческих, социально-культурных, изобразительных, театральных, музыкальных, хореографических, информационных, в том числе библиотечных и других специальных наук.
Гармоничное сочетание практически всех видов искусства, объединение в одном месте значительного количества учебных дисциплин, преподаваемых высококвалифицированными специалистами, позволяет создавать специфическую атмосферу, порождающую особую культурную среду. Преподаватели общаются между собой, с сотрудниками, студентами, местными жителями, среди которых есть индивидуумы, занимающиеся различными видами искусства и культуры, а также работающие в этих сферах. Такое соприкосновение и взаимопроникновение различных культур народов Российской Федерации, различных видов искусств образно можно назвать “островами” культуры. Эти “острова” не изолированы от общества, а наоборот, – широко открыты для всех. Нелишне отметить и общеизвестную особенность российской культуры – впитывать иные, например, английскую, немецкую, французскую и др. культуры.
Представители названных вузов “ несут культуру и искусство в массы”, что само по себе важно и полезно. Они выступают в разных уголках страны, на самых различных площадках (в молодежных лагерях, пансионатах, домах отдыха, на предприятиях, спортивных и культурных мероприятиях, в деревнях, поселках, городах и т.п.).
Культура, сконцентрированная не только в речи, но и костюмах, музыкальных инструментах, произведениях, позволяет сохранять и развивать национальные традиции. Все это необходимо и полезно не только россиянам, но и представляет значительный интерес для представителей разных народов нашей планеты.
Одни из них изучают язык и обычаи. Они хотели бы поближе познакомиться с живым языком, особенностями, традициями его носителей и т.п. Другим просто нравятся некоторые национальные особенности русской культуры. Третьи являются выходцами из России и стремятся не обрывать связь с исторической родиной, хотят поддерживать дружеские отношения с соотечественниками.
Таким образом, можно говорить, что “руссика” с точки зрения живого языка, широко культивируемых в народе обычаев и собственно народного творчества нашла свое прибежище и развитие в этих “островах” российской культуры.
В настоящее время в России существует 18 вузов культуры и искусств (их перечень и реквизиты приведены в приложении). Часть из них в последние годы получила статус академий и университетов, например, Московский государственный университет культуры и искусства (МГУКИ). Профильное обучение в основном гуманитарным дисциплинам порождает формирование в вузе (кампусе) окружения из специалистов и профессорско-преподавательского состава в большей степени гуманитарного склада. Это затрудняет внедрение новых информационных технологий в учебный процесс и работу соответствующих служб, например, администрации, библиотек и др. Добавляется и достаточно общая, но не одинаковая для разнопрофильных, отраслевых вузов финансовая проблема.
Успешная работа вузов по обучению высокопрофессиональных специалистов не может осуществляться без оперативного обмена информацией, которой, в свою очередь, ныне эффективно обеспечивают средства компьюникации (компьютеризации и телекоммуникации), особенно Интернет. При этом используются две основные составляющие обмена электронными документами:
Для исполнения этой важной миссии вузы культуры и искусства недостаточно оснащены компьютерной техникой и необходимыми коммуникациями. В них еще мало специалистов, хорошо владеющих компьютерными и сетевыми технологиями. Отсюда и возникает их отставание в вопросах автоматизации библиотечных процессов, организации Интранет и Интернет сетей. Поэтому такие актуальные направления высшей школы, как совершенствование учебного процесса и его информатизация реализуются, главным образом, в технических вузах России.
Фундаментом для их создания являются внутривузовские компьютерные сети типа Интранет. Адаптивные, развиваемые и расширяемые, они позволяют наиболее просто и эффективно организовать последовательную и поэтапную информатизацию образования, в том числе и в гуманитарных вузах.
Совершенствование форм обучения в высших учебных заведениях связано и с созданием собственных сайтов. При поддержке фонда Сороса реализована программа создания таких сайтов в 33 крупнейших университетах России. Многие вузы самостоятельно выполняют подобные работы. Становится возможным организовать сайты и в вузах культуры и искусства. При этом представляет интерес выявление ключевых сфер, в которых специализируются эти учебные заведения, для организации в каждом из них собственного сайта, где будет максимально представлена информации о достижениях вузов культуры и искусств. Тематические порталы, объединенные в виртуальную сеть этих вузов, представляют собой распределенные проблемно-ориентированные базы и банки данных. В современных условиях это может быть единственно возможный способ решения данной проблемы. Более того, подобная корпоративная информационная квазисеть вузов культуры и искусства может быть достаточно просто реализована, при условии объединения имеющихся интеллектуальных ресурсов сотрудников и профессорско-преподавательского состава этих вузов.
Создание отраслевой системы позволяет не только осуществлять названные работы, но и предоставляет возможность проводить виртуальные совместные научные исследования, конференции, телеконференции и т.п., не отрывая специалистов от рабочих мест. С ее помощью можно осуществлять обмен опытом с отечественными и зарубежными специалистами в различных областях знаний для решения поставленных задач.
Заметим, однако, не умаляя возможностей современных средств информатизации общества, личные контакты также весьма необходимы. В современных условиях недостаточного финансирования они весьма ограничены, а поэтому общение профессионалов должно быть высокоэффективным.
Определенный интерес представляет деятельность этих вузов в Интернет. Она, как и у других вузов страны, состоит из нескольких направлений, последовательно или параллельно реализуемых вузом:
· подключение к электронной почте для оперативного обмена информацией различного рода;
· создание своих домашних страниц;
· выставление их на сайте провайдера или другой дружественной организации, например, библиотеки, информационного центра и др.;
· формирование информации о вузе, его деятельности, факультетах и кафедрах, условиях поступления и обучения, конференциях, семинарах и иных мероприятиях;
· создание собственного Web-сайта;
· выставление на сайте библиографической, фактографической и полнотекстовой информации.
Следует отметить, что большинство вузов культуры и искусства имеют адреса электронной почты (см. приложение). Основной обмен информацией с отечественными и зарубежными специалистами осуществляется именно в этом режиме. Так, на протяжении нескольких последних лет формирование сборника тезисов международных библиотечных конференций, проводимых МГУКИ, осуществляется все в большей степени с помощью электронной почты. Материалы от многих отечественных и зарубежных специалистов приходят именно по ней в наш вуз. Готовится электронная версия тезисов пяти конференций на CD-ROM.
Что касается собственных сайтов, то устойчиво сегодня работает лишь МГУКИ, обладающий профессиональными специалистами в данной области. Этот сайт начал был создан на средства университета. С 1999 года он функционирует по коммутируемой телефонной линии. Его адрес: www.msuc.edu.ru. В настоящее время формируется блок электронных страниц о различных подразделениях вуза, в том числе кафедрах библиотечно-информационного факультета. Однако и он еще не готов к применению Интернет в учебном процессе, главным образом, из-за недостаточного финансирования, не позволяющего организовать и оплачивать выделенные высокоскоростные линии связи.
В этой связи обучение и широкомасштабное использование Интернет для этих вузов остается весьма проблематичным. В отдельных случаях им удается эпизодически пользоваться классами Интернет, имеющимися у других вузов и университетов их регионов.
В качестве примера приведем некоторые страницы МГУКИ на его сайте.
Первая страница сайта.
Сведения о библиотечно-информационном факультете.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Адреса электронной почты вузов культуры и искусства:
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
По данным Министерства культуры РФ
подготовка специалистов (за 1990–1997 годы представлена в таблице:
В общее число вузов входят не только вузы культуры и искусств, но также театральные, музыкальные и др.
Наименование показателей |
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
Число вузов отрасли – всего (на начало учебного года) | 38 |
38 |
46 |
47 |
51 |
52 |
56 |
57 |
Контингент в вузах - всего (на начало
учебного года) в том числе: |
56551 |
54442 |
53253 |
52065 |
51867 |
49992 |
50955 |
55270 |
на дневных отделениях | 25036 |
25162 |
27138 |
27212 |
27696 |
27649 |
28248 |
30564 |
на вечерних отделениях | 1911 |
1760 |
1457 |
1382 |
1419 |
1343 |
1506 |
2133 |
на заочных отделениях | 29604 |
27520 |
24658 |
23471 |
22752 |
21000 |
21201 |
22573 |
Выпуск в вузх - всего (по состоянию на 01.10) в том числе: | 10467 |
10997 |
9222 |
10336 |
9506 |
9518 |
9754 |
9762 |
на дневных отделениях | 4342 |
4661 |
3730 |
4861 |
4417 |
4819 |
5047 |
5127 |
на вечерних отделениях | 417 |
354 |
328 |
291 |
274 |
214 |
289 |
263 |
на заочных отделениях | 5708 |
5982 |
5164 |
5184 |
4815 |
4485 |
4418 |
4372 |
Число ссузов - всего (на начало учебного года) | 249 |
254 |
258 |
257 |
253 |
253 |
251 |
249 |
Контингент в ссузах - всего (на начало учебного года) | 90969 |
91005 |
87676 |
82954 |
78187 |
77987 |
73969 |
72763 |
Потребность же в специалистах имеется. Так, например, в Республике Адыгея, где нет специализированных вузов, в 1997 г. численность штатных работников библиотек составила 658 чел., в том числе библиотечные работники 459 чел.
Следующей по порядку проблемой в высших учебных заведениях является актуализация задач управления учебным процессом. Здесь следует отметить, что отсутствие теоретических основ и серьезных исследований в данной области порождает создание “бессистемных” систем, то есть внедрение локальных, случайных разработок в области организации автоматизированных систем управления (АСУ) деятельностью (административной, учебной и т.д.) вуза.
Попытки создания АСУ-вуз в России предпринимались на протяжении нескольких десятилетий. Кроме широкого спектра субъективных обстоятельств, в большей степени обусловленных современной экономической и политической обстановкой (если не сказать доктриной) в стране, очевидно, серьезным сдерживающим фактором является практически невозможность организации на данном этапе хотя бы временного творческого коллектива, по реализации проекта создания основных методов и принципов автоматизации деятельности вузов. Более того, имеют место случаи формирования локальных (факультетских, кафедральных и иных) информационных сетей с различным техническим и программным сетевым обеспечением, что, несомненно, затрудняет их объединение и администрирование. И поныне руководство высшей школы пытается централизованно осуществлять создание и развитие автоматизированных вузовских систем, но результат оставляет желать лучшего.
Важна роль библиотек вузов в совершенствовании образования. Рассматривая вопросы оснащения библиотек современными компьютерными средствами, следует сказать, что в большинстве вузов ведутся работы по созданию электронного каталога, обеспечению пользователей информацией о собственных информационных ресурсах, а также изыскиваются возможности поиска чужих и представления собственных библиографических и полнотекстовых данных в Интернет. Намечаются способы взаимодействия между библиотеками вузов культуры и искусства, в том числе организация электронной доставки документов.
Представляется, что алгоритм предлагаемых действий заключается в создании системы, при которой сначала специалисты посредством информационных технологий, практически не отрываясь от своих рабочих мест, выявляют зону своих профессиональных интересов и контингент специалистов, работающих в данной области. В дальнейшем они участвуют в виртуальных конференциях, диспутах и семинарах, уточняя свои первоначальные позиции. Наконец, определив потребность в непосредственном общении с теми или иными специалистами, они прилагают усилия к осуществлению личных контактов с ними. В реализации последнего, несомненно, должны помогать не только различные благотворительные фонды, но собственные вузы и министерства. При такой организации работ совершенно очевидно, что финансовые затраты будут меньше используемых традиционно, а отдача от их вложения – неизмеримо больше.Теоретически и даже практически все эти задачи достаточно ясны и выполнимы, так как подобная деятельность ведется за рубежом и не плохо осуществляется в ведущих, главным образом, технических вузах России. Однако профессиональные печатные издания дают слишком мало материалов, чтобы можно было оценивать и изучать опыт реализации подобных проектов.Оперативно активизировать данную деятельность в вузах культуры и искусства России возможно при условии финансирования данных работ, выполняемых их представителями и специализированными организациями. Министерство культуры Российской Федерации в большей степени уделяет внимание крупнейшим национальным и отраслевым, а также массовым библиотекам страны. Многие российские вузы имеют ведомственное подчинение. Их библиотеки почти не охвачены вниманием Министерства культуры. Ежегодно уменьшается норма приема студентов на библиотечные специальности и специализации. За последние 5 лет их число в МГУКИ сократилось примерно в 4-5 раз. А система повышения квалификации библиотечных работников практически перестала работать. Несмотря на трудные условия существования библиотек и библиотекарей, первые выживают, а потребность страны в подобных специалистах и количество желающих обучаться данной профессии не сократилась. Согласно статистическим данным наблюдается рост желающих поступить на обучение библиотечным специальностям. Так, при проведении в 1999 году приемной кампании на дневном отделении библиотечно-информационного факультета МГУКИ конкурс составлял 9 человек на место. По предварительным оценкам в 2000 году эта тенденция сохранится и ожидается рост количества претендентов на обучение названной специальности.