Алешин Л.И.

РОССИЙСКИЕ ВУЗЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

В ИНТЕРНЕТ – ИНТЕРНЕТ В ВУЗАХ КУЛЬТУРЫ

 

Вузы культуры и искусств – синтез гуманитарных, исторических, искусствоведческих, социально-культурных, изобразительных, театральных, музыкальных, хореографических, информационных, в том числе библиотечных, и других специальных наук. “Руссика” с точки зрения живого языка, широко культивируемых в народе обычаев и собственно народного творчества нашла свое прибежище и развитие в этих “островах” российской культуры. В настоящее время в России существует 18 вузов культуры и искусств. Совершенствование форм обучения в высших учебных заведениях связано и с наличием собственных сайтов. При поддержке фонда Сороса реализована программа создания таких сайтов в 33 крупнейших университетах России. Становится это возможным в вузах культуры и искусств. Обмен информацией и обучение студентов с помощью глобальных сетей реализуется по нескольким направлениям. Большинство вузов культуры и искусства имеют адреса электронной почты. Основной обмен информацией с отечественными и зарубежными специалистами осуществляется именно в этом режиме. Собственный сайт устойчиво работает лишь в Московском государственном университете культуры и искусств (МГУКИ). В этой связи обучение и широкое использование Интернет для названных вузов остается весьма проблематичным. Как правило, лишь в отдельных случаях им удается эпизодически пользоваться классами Интернет, имеющимися у других вузов и университетов их регионов.

Любой язык, в том числе русский язык, как средство общения и объект изучения традиционно являлся предметом исследований филологов, лингвистов и других специалистов, которые в большей степени носили теоретический характер Они мало известны не только зарубежным специалистам, но и широкой отечественной общественности. В этом смысле вызывает интерес такое российское явление, как вузы культуры и искусств. Они представляют собой синтез гуманитарных, исторических, искусствоведческих, социально-культурных, изобразительных, театральных, музыкальных, хореографических, информационных, в том числе библиотечных и других специальных наук.

Гармоничное сочетание практически всех видов искусства, объединение в одном месте значительного количества учебных дисциплин, преподаваемых высококвалифицированными специалистами, позволяет создавать специфическую атмосферу, порождающую особую культурную среду. Преподаватели общаются между собой, с сотрудниками, студентами, местными жителями, среди которых есть индивидуумы, занимающиеся различными видами искусства и культуры, а также работающие в этих сферах. Такое соприкосновение и взаимопроникновение различных культур народов Российской Федерации, различных видов искусств образно можно назвать “островами” культуры. Эти “острова” не изолированы от общества, а наоборот, – широко открыты для всех. Нелишне отметить и общеизвестную особенность российской культуры – впитывать иные, например, английскую, немецкую, французскую и др. культуры.

Представители названных вузов “ несут культуру и искусство в массы”, что само по себе важно и полезно. Они выступают в разных уголках страны, на самых различных площадках (в молодежных лагерях, пансионатах, домах отдыха, на предприятиях, спортивных и культурных мероприятиях, в деревнях, поселках, городах и т.п.).

Культура, сконцентрированная не только в речи, но и костюмах, музыкальных инструментах, произведениях, позволяет сохранять и развивать национальные традиции. Все это необходимо и полезно не только россиянам, но и представляет значительный интерес для представителей разных народов нашей планеты.

Одни из них изучают язык и обычаи. Они хотели бы поближе познакомиться с живым языком, особенностями, традициями его носителей и т.п. Другим просто нравятся некоторые национальные особенности русской культуры. Третьи являются выходцами из России и стремятся не обрывать связь с исторической родиной, хотят поддерживать дружеские отношения с соотечественниками.

Таким образом, можно говорить, что “руссика” с точки зрения живого языка, широко культивируемых в народе обычаев и собственно народного творчества нашла свое прибежище и развитие в этих “островах” российской культуры.

В настоящее время в России существует 18 вузов культуры и искусств (их перечень и реквизиты приведены в приложении). Часть из них в последние годы получила статус академий и университетов, например, Московский государственный университет культуры и искусства (МГУКИ). Профильное обучение в основном гуманитарным дисциплинам порождает формирование в вузе (кампусе) окружения из специалистов и профессорско-преподавательского состава в большей степени гуманитарного склада. Это затрудняет внедрение новых информационных технологий в учебный процесс и работу соответствующих служб, например, администрации, библиотек и др. Добавляется и достаточно общая, но не одинаковая для разнопрофильных, отраслевых вузов финансовая проблема.

Успешная работа вузов по обучению высокопрофессиональных специалистов не может осуществляться без оперативного обмена информацией, которой, в свою очередь, ныне эффективно обеспечивают средства компьюникации (компьютеризации и телекоммуникации), особенно Интернет. При этом используются две основные составляющие обмена электронными документами:

  1. поиск преподавателями, сотрудниками, аспирантами и студентами интересующих данных в сетях Интернет;
  2. предоставление всем заинтересованным, в том числе сторонним, пользователям собственных информационных ресурсов, генерируемых своими силами или с помощью специализированных организаций.

Для исполнения этой важной миссии вузы культуры и искусства недостаточно оснащены компьютерной техникой и необходимыми коммуникациями. В них еще мало специалистов, хорошо владеющих компьютерными и сетевыми технологиями. Отсюда и возникает их отставание в вопросах автоматизации библиотечных процессов, организации Интранет и Интернет сетей. Поэтому такие актуальные направления высшей школы, как совершенствование учебного процесса и его информатизация реализуются, главным образом, в технических вузах России.

Фундаментом для их создания являются внутривузовские компьютерные сети типа Интранет. Адаптивные, развиваемые и расширяемые, они позволяют наиболее просто и эффективно организовать последовательную и поэтапную информатизацию образования, в том числе и в гуманитарных вузах.

Совершенствование форм обучения в высших учебных заведениях связано и с созданием собственных сайтов. При поддержке фонда Сороса реализована программа создания таких сайтов в 33 крупнейших университетах России. Многие вузы самостоятельно выполняют подобные работы. Становится возможным организовать сайты и в вузах культуры и искусства. При этом представляет интерес выявление ключевых сфер, в которых специализируются эти учебные заведения, для организации в каждом из них собственного сайта, где будет максимально представлена информации о достижениях вузов культуры и искусств. Тематические порталы, объединенные в виртуальную сеть этих вузов, представляют собой распределенные проблемно-ориентированные базы и банки данных. В современных условиях это может быть единственно возможный способ решения данной проблемы. Более того, подобная корпоративная информационная квазисеть вузов культуры и искусства может быть достаточно просто реализована, при условии объединения имеющихся интеллектуальных ресурсов сотрудников и профессорско-преподавательского состава этих вузов.

Создание отраслевой системы позволяет не только осуществлять названные работы, но и предоставляет возможность проводить виртуальные совместные научные исследования, конференции, телеконференции и т.п., не отрывая специалистов от рабочих мест. С ее помощью можно осуществлять обмен опытом с отечественными и зарубежными специалистами в различных областях знаний для решения поставленных задач.

Заметим, однако, не умаляя возможностей современных средств информатизации общества, личные контакты также весьма необходимы. В современных условиях недостаточного финансирования они весьма ограничены, а поэтому общение профессионалов должно быть высокоэффективным.

Определенный интерес представляет деятельность этих вузов в Интернет. Она, как и у других вузов страны, состоит из нескольких направлений, последовательно или параллельно реализуемых вузом:

· подключение к электронной почте для оперативного обмена информацией различного рода;

· создание своих домашних страниц;

· выставление их на сайте провайдера или другой дружественной организации, например, библиотеки, информационного центра и др.;

· формирование информации о вузе, его деятельности, факультетах и кафедрах, условиях поступления и обучения, конференциях, семинарах и иных мероприятиях;

· создание собственного Web-сайта;

· выставление на сайте библиографической, фактографической и полнотекстовой информации.

Следует отметить, что большинство вузов культуры и искусства имеют адреса электронной почты (см. приложение). Основной обмен информацией с отечественными и зарубежными специалистами осуществляется именно в этом режиме. Так, на протяжении нескольких последних лет формирование сборника тезисов международных библиотечных конференций, проводимых МГУКИ, осуществляется все в большей степени с помощью электронной почты. Материалы от многих отечественных и зарубежных специалистов приходят именно по ней в наш вуз. Готовится электронная версия тезисов пяти конференций на CD-ROM.

Что касается собственных сайтов, то устойчиво сегодня работает лишь МГУКИ, обладающий профессиональными специалистами в данной области. Этот сайт начал был создан на средства университета. С 1999 года он функционирует по коммутируемой телефонной линии. Его адрес: www.msuc.edu.ru. В настоящее время формируется блок электронных страниц о различных подразделениях вуза, в том числе кафедрах библиотечно-информационного факультета. Однако и он еще не готов к применению Интернет в учебном процессе, главным образом, из-за недостаточного финансирования, не позволяющего организовать и оплачивать выделенные высокоскоростные линии связи.

В этой связи обучение и широкомасштабное использование Интернет для этих вузов остается весьма проблематичным. В отдельных случаях им удается эпизодически пользоваться классами Интернет, имеющимися у других вузов и университетов их регионов.

В качестве примера приведем некоторые страницы МГУКИ на его сайте.

Первая страница сайта.

 

 

Сведения о библиотечно-информационном факультете.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Адреса электронной почты вузов культуры и искусства:

 

  1. Московский государственный университет культуры и искусств – postmaster@msuc.edu.ru
  2. Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств – academy@spba.neva.ru
  3. Казанский государственный университет культуры и искусств – kashaev@culnet.kcn.ru
  4. Краснодарский государственный университет культуры и искусств – kgak@elect.ru, www.kgak.kubstu.ru
  5. Восточносибирская государственная академия культуры и искусствvsgaki@vstn.eastsib.ru, vsgaki@burnet.ru
  6. Самарская государственная академия культуры и искусств – root@acis.samara.ru
  7. Кемеровский государственный институт искусств и культуры – culture@art.kemerovonet.ru
  8. Алтайский государственный институт культуры и искусств – katun@glasnet.apc.org
  9. Волгоградский гос. университет
  10. Дагестанский гос. университет. Библиотечный факультет – root@eldaggu.dagestan.su
  11. Омский филиал алтайского государственного института искусств и культуры
  12. Орловский государственный институт искусств и культуры
  13. Пермский государственный институт культуры и искусств – psiac@pstu.ac.ru
  14. Рязанский заочный институт (филиал МГУКИ) – vost@rfmguki.ryazan.su
  15. Тамбовский гос. университет. Библиотечно-информационный факультет – library@tsu.tambov.ru
  16. Тюменский государственный институт искусств и культуры
  17. Хабаровский государственный институт культуры и искусств – postmaster@giik.khv.ru
  18. Челябинский государственный институт искусств и культуры

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

По данным Министерства культуры РФ

подготовка специалистов (за 1990–1997 годы представлена в таблице:

В общее число вузов входят не только вузы культуры и искусств, но также театральные, музыкальные и др.

Наименование показателей

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

Число вузов отрасли – всего (на начало учебного года)

38

38

46

47

51

52

56

57

Контингент в вузах - всего (на начало учебного года)
в том числе:

56551

54442

53253

52065

51867

49992

50955

55270

на дневных отделениях

25036

25162

27138

27212

27696

27649

28248

30564

на вечерних отделениях

1911

1760

1457

1382

1419

1343

1506

2133

на заочных отделениях

29604

27520

24658

23471

22752

21000

21201

22573

Выпуск в вузх - всего (по состоянию на 01.10) в том числе:

10467

10997

9222

10336

9506

9518

9754

9762

на дневных отделениях

4342

4661

3730

4861

4417

4819

5047

5127

на вечерних отделениях

417

354

328

291

274

214

289

263

на заочных отделениях

5708

5982

5164

5184

4815

4485

4418

4372

Число ссузов - всего (на начало учебного года)

249

254

258

257

253

253

251

249

Контингент в ссузах - всего (на начало учебного года)

90969

91005

87676

82954

78187

77987

73969

72763

 

Потребность же в специалистах имеется. Так, например, в Республике Адыгея, где нет специализированных вузов, в 1997 г. численность штатных работников библиотек составила 658 чел., в том числе библиотечные работники 459 чел.

Следующей по порядку проблемой в высших учебных заведениях является актуализация задач управления учебным процессом. Здесь следует отметить, что отсутствие теоретических основ и серьезных исследований в данной области порождает создание “бессистемных” систем, то есть внедрение локальных, случайных разработок в области организации автоматизированных систем управления (АСУ) деятельностью (административной, учебной и т.д.) вуза.

Попытки создания АСУ-вуз в России предпринимались на протяжении нескольких десятилетий. Кроме широкого спектра субъективных обстоятельств, в большей степени обусловленных современной экономической и политической обстановкой (если не сказать доктриной) в стране, очевидно, серьезным сдерживающим фактором является практически невозможность организации на данном этапе хотя бы временного творческого коллектива, по реализации проекта создания основных методов и принципов автоматизации деятельности вузов. Более того, имеют место случаи формирования локальных (факультетских, кафедральных и иных) информационных сетей с различным техническим и программным сетевым обеспечением, что, несомненно, затрудняет их объединение и администрирование. И поныне руководство высшей школы пытается централизованно осуществлять создание и развитие автоматизированных вузовских систем, но результат оставляет желать лучшего.

Важна роль библиотек вузов в совершенствовании образования. Рассматривая вопросы оснащения библиотек современными компьютерными средствами, следует сказать, что в большинстве вузов ведутся работы по созданию электронного каталога, обеспечению пользователей информацией о собственных информационных ресурсах, а также изыскиваются возможности поиска чужих и представления собственных библиографических и полнотекстовых данных в Интернет. Намечаются способы взаимодействия между библиотеками вузов культуры и искусства, в том числе организация электронной доставки документов.

Представляется, что алгоритм предлагаемых действий заключается в создании системы, при которой сначала специалисты посредством информационных технологий, практически не отрываясь от своих рабочих мест, выявляют зону своих профессиональных интересов и контингент специалистов, работающих в данной области. В дальнейшем они участвуют в виртуальных конференциях, диспутах и семинарах, уточняя свои первоначальные позиции. Наконец, определив потребность в непосредственном общении с теми или иными специалистами, они прилагают усилия к осуществлению личных контактов с ними. В реализации последнего, несомненно, должны помогать не только различные благотворительные фонды, но собственные вузы и министерства. При такой организации работ совершенно очевидно, что финансовые затраты будут меньше используемых традиционно, а отдача от их вложения – неизмеримо больше.Теоретически и даже практически все эти задачи достаточно ясны и выполнимы, так как подобная деятельность ведется за рубежом и не плохо осуществляется в ведущих, главным образом, технических вузах России. Однако профессиональные печатные издания дают слишком мало материалов, чтобы можно было оценивать и изучать опыт реализации подобных проектов.Оперативно активизировать данную деятельность в вузах культуры и искусства России возможно при условии финансирования данных работ, выполняемых их представителями и специализированными организациями. Министерство культуры Российской Федерации в большей степени уделяет внимание крупнейшим национальным и отраслевым, а также массовым библиотекам страны. Многие российские вузы имеют ведомственное подчинение. Их библиотеки почти не охвачены вниманием Министерства культуры. Ежегодно уменьшается норма приема студентов на библиотечные специальности и специализации. За последние 5 лет их число в МГУКИ сократилось примерно в 4-5 раз. А система повышения квалификации библиотечных работников практически перестала работать. Несмотря на трудные условия существования библиотек и библиотекарей, первые выживают, а потребность страны в подобных специалистах и количество желающих обучаться данной профессии не сократилась. Согласно статистическим данным наблюдается рост желающих поступить на обучение библиотечным специальностям. Так, при проведении в 1999 году приемной кампании на дневном отделении библиотечно-информационного факультета МГУКИ конкурс составлял 9 человек на место. По предварительным оценкам в 2000 году эта тенденция сохранится и ожидается рост количества претендентов на обучение названной специальности.

Hosted by uCoz