ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ОПТИМИЗАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В РЕГИОНАЛЬНОМ ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ. ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ОТКРЫТОГО (СЕТЕВОГО) ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
Алешин Л.И.
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В ВУЗАХ
Московская финансово-промышленная академия
Традиционно библиотечное обслуживание в вузах имеет свои особенности, в первую очередь,
связанные с потребностью максимально возможного обеспечения
основного контингента пользователей - студентов- необходимыми
им учебно-методическими материалами. Последние условно можно
разделить на:
1. приобретаемые в различных источниках информации, в том числе получаемые в дар
и по книгообмену;
2. создаваемые в вузе и, как правило, издаваемые им.
При этом общей для вузов является проблема книгообеспеченности, решаемая ныне различным
образом. Совершенно очевидно, что используемые при этом
традиционные методы не могут удовлетворить современную высшую
школу. Поэтому обычно предлагается решать данную проблему
путём сочетания традиционных методов заказа учебной литературы
и использования её в учебном процессе с применением
электронных изданий приобретаемых на стороне или создаваемых в
недрах вузов. Причём в последнем случае могут использоваться две основные технологии:
1. создания (генерации) собственных информационных ресурсов учебного назначения;
2. копирования (сканирования) учебно-методических материалов из различных
источников, в том числе имеющихся в вузе, необходимых для их
активного использования в учебном процессе.
Вторая технология при использовании современных документов может быть связана с
необходимостью решения проблем авторского права создателей
копируемых документов.
В любом случае в вузах формируются коллекции электронных учебных материалов, которые
необходимо:
1. систематизировать,
2. привести (желательно) к единообразному и стандартному виду,
3. долговременно сохранять на надёжных электронных носителях данных и, при
необходимости, иметь возможность их актуализации
предпочтительно силами самих авторов,
4. обеспечить к этим материалом удобный и максимально возможный доступ
профессорско-преподавательскому составу и обучаемым в данном
вузе, а также, при возможности, и сторонним пользователям.
Большинство современных вузов имеют определённый комплект технических средств
обучения, позволяющий не только осуществлять различные виды
обучения, в том числе в компьютерных классах, но и проводить
самостоятельные виды работ на компьютерах вуза включая
возможность выхода в Интернет.
В вузах создаются сайты и порталы, которые широко представлены в Интернете (главным
образом в Рунете). Кроме того, в высшая школа представлена в
Интернете рядом специализированных сайтов и порталов,
предоставляющих вузам свободный или ограниченный доступ к
электронным учебным и научным материалам, а также к
отечественным и зарубежным периодическим изданиям.
Таким образом этот потенциал может и уже реально разнообразно используется вузами
на всех формах обучения, в том числе с использованием
технологий дистанционного обучения.
Здесь можно выделить несколько направлений, в различной степени используемых
практически всеми вузами страны, имеющими собственные сайты
или порталы.
Первое направление связано с выставлением на этих площадках сведений справочного
характера о: вузе, его руководстве, деканатах, кафедрах,
профессорско-преподавательском составе (кто есть кто в вузе),
формах и методах обучения, об учебной и учебно-научной
деятельности, спортивных достижениях и культурно-массовых
мероприятиях, материалы для поступающих в вуз (абитуриентов),
новости и т.п.
Второе направление можно охарактеризовать как набор электронных материалов, необходимых
для организации учебного процесса: электронные расписания,
тесты и зачётные книжки, сведения о проводимых учебных и
научных мероприятиях, о возникающих изменениях в учебном
процессе, о проводимых и прошедших конференциях, семинарах и т.п.
Наконец, третье направление обычно связано с обеспечением учебного процесса
необходимыми учебно-методическими материалами. В простейшем
виде оно реализуется путём создания веб-страниц вузовской
библиотеки, включающих разнообразную информацию, связанную с
её деятельностью. Наибольший интерес представляют списки новых
поступлений, электронные каталоги и т.п., обычно
присутствующие на этих страницах.
В ряде случаев по найденным библиографическим описаниям пользователи могут
непосредственно в сети (как локально, так и удалённо) заказать
в библиотеке необходимые им документы. Библиотека в этом
случае либо бронирует их, либо может выслать пользователю на
указанный им адрес электронной почты заказанный документ в
электронной форме и др. Возможность выполнения заказа в той
или иной форме зависит от принятых в вузе и его библиотеке
управленческих решений (например, подобной услугой могут
воспользоваться только студенты и преподаватели вуза, имеющие
собственные логин и пароль доступа к электронному заказу
литературы), а также от внутренних возможностей самой библиотеки.
Некоторые полнотекстовые электронные документы выставляются на сайте вуза и могут быть
доступны для любых пользователей, посетивших этот сайт. Как
правило, это учебно-методические издания вуза, материалы
конференций и т.п., для использования которых пользователи
должны зарегистрироваться на сайте. Подобные материалы
образуют коллекцию электронных документов, формируемую на
сайте вуза и, как правило, предоставляемую авторизованным
пользователям для свободного их использования в учебном
процессе, учебно-научной и научно-педагогической деятельности.
Такие массивы электронных документов обычно принято называть электронными библиотеками.
Поскольку в электронной форме эти документы представляют
обычно ограниченную (усечённую) часть фонда традиционной
библиотеки, называть их электронной библиотекой было бы, как
минимум, преувеличением, ибо эти документы не позволяют даже в
весьма ограниченном объёме решить проблему
книгообеспеченности. В тоже время именно данное направление
способно обеспечить достижение поставленной цели и примеры
тому имеются.
При этом необходимо методично собирать и формировать в специально разработанных
электронных формах учебно-методические материалы, требуемые
для обеспечения учебного процесса. По мере их готовности можно
использовать различные формы обеспечения студентов
необходимыми им материалами. Например, можно сформировать
набор таких документов для конкретных специальностей и
специализаций, ориентированный на изучение в течение семестра
или учебного года, а затем тиражировать его путём издания этих
материалов на компакт-дисках.
Другой вариант заключается в том, что на сайте вуза создаются веб-страницы,
содержащие полные электронные тексты этих материалов, а затем
автризированным пользователям предоставляется доступ к этим
документам и т.п. Можно использовать комбинированные и иные
методы обеспечения обучаемых набором (комплектом) необходимых
им учебных материалов.
Главным в этом случае будет то, что созданная подобным образом коллекция электронных
учебно-методических материалов, размещаемых на сайте вуза,
действительно постепенно станет прообразом электронной
библиотеки вуза. Она практически способна в полном объеме
решить проблему книгообеспеченности вуза. Более того, подобный
вариант не только избавляет библиотекарей от сложной и мало
эффективной работы, связанной с выявлением необходимых вузу
учебных материалов, обработкой заявок, определением источников
многоэкземплярного комплектования и приобретением необходимых
или недостающих документов, учётом и расстановкой их в фонде,
как минимум дважды в год массовой выдачей, а потом -
возвращением, увеличением мест хранения (выделением
необходимых площадей), увеличением штата сотрудников
библиотеки, а также приобретением и освоением систем
автоматизации данных процессов, списания и т.д. и т.п.
В результате не только сокращаются различные затраты библиотеки и вуза, но возникает
возможность если не сократить, то, по крайней мере,
перераспределить различные имеющиеся ресурсы для достижения
эффективного и оперативного обслуживания пользователей этих
материалов. При этом достигается полная, а не частичная (в том
числе с учётом установленных норм учебной литературы,
выдаваемых на одну учебную группу), книгообеспеченность
обучаемых.
Реализация этой проблемы в ряде вузов России свидетельствует, что таким образом можно
решать данную проблему на стороне вуза. Кроме того,
большинство современных обучаемых в вузе имеют персональные
компьютеры и возможность выхода в Интернет дома, на работе, у
друзей и близких. Тем же, у кого такой возможности нет, вуз
обычно на определённое время предоставляет свои компьютеры,
размещённые на различных его территориях.
При этом с сожалением приходится констатировать, что ряд вузов культуры и искусства
не выставляют на сайтах не только
библиотбиблиотечно-информационные веб-страницы своих
библиотек, но даже краткие информационные сведения о
собственных библиотеках, словно таковых в них нет вообще. А,
на мой взгляд, именно такие вузы должны быть передовыми в данной области.
Другое направление имеет противоположные реализации, когда некоторые вузы предпочитают
вовсе отказаться от традиционных библиотек, создавая и
развивая лишь электронные библиотеки. Думается, что как обычно
истинна находится посередине и интенсивное развитие
электронных библиотек должно сочетаться с различными, в том
числе традиционными, формами. Например, недостатком
присутствия в вузе только электронной библиотеки является
отсутствие в вузе у преподавателей, сотрудников и студентов
возможности свободно пользоваться необходимой им периодической
литературой, поскольку эти библиотеки в вузе, как правило, не
предполагают включения в них периодических изданий.
Таким образом, хотя электронные учебно-методические материалы позволяют успешно
решать одну из важнейших задач библиотек вузов -
книгообеспеченность и при этом возникает возможность расширить
виды и формы библиотечно-информационного обслуживания
различного контингента пользователей этих услуг, всех проблем
такого обслуживания в вузе они пока еще не могут решить.