М.А. Ордынская
Создание сайтов для библиотек
Москва 2013 |
Популярность сайтов в Интернете столь возросла, что ныне не только организации, в том числе библиотеки, строят собственные, но и многие частные лица стремятся создать свои сайты. Я.Л. Шрайберг отметил, что в библиотеках «стали создаваться собственные Web-сервера, как правило, содержащие информацию про библиотеку и разные смежные страницы. Непосредственно библиотечные Web-сервера, которые обеспечивают полноценный удаленный поиск и представляют возможность заказа литературы (а это была и есть главная цель информационного поиска в библиотеках!) можно пересчитать по пальцам» [1].
По оценке бюллетеня «Интернет в России» Доля активной аудитории, то есть пользователей, выходящих в Интернет хотя бы раз за сутки, в октябре 2012 года составила 39% (45,1 млн. человек). Заметим, что десять лет назад она составляла всего 3%. Там же отмечается структура пользователей Интернета в этот период по типам населенных пунктов (% от пользователей), представленная на рис. 1.
Рис. 1. Структура пользователей Интернета в 2012 г. по типам населенных пунктов (% от пользователей)
Приведем интересные данные, представленные Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2012 году (рис. 2).
Рис. 2. Данные ВЦИОМ за 2012 г. об использовании Интернета
В данном пособии в основном рассматриваются библиотечные сайты, но это нисколько не мешает другим представителям общества, в том числе частным лицам, опираясь на полученные в нем данные, самостоятельно создавать собственные сайты.
Н.А. Маслова (Заместитель директора по автоматизации ЦГДБ им. А.П. Гайдара) считает, что «с помощью сайта можно создать образ своей библиотеки как «гостеприимного и богатого ресурсного центра».
Конечно, в большинстве случаев это прерогатива специалистов (программистов, веб-мастеров и т. п.), однако создать собственный сайт может практически любой человек, в том числе библиотекарь, умеющий работать на компьютере и пользоваться Интернетом. Такой сайт может оказаться не сверхсовременным с точки зрения дизайна и исходного кода веб-страниц, но вполне работоспособным и отвечающим большинству потребностей его создателей.
По оценке специалистов, в России около 130–150 тысяч библиотек, из которых примерно 67 тысяч школьных библиотек, более 50 тысяч – самостоятельные библиотеки разного статуса (федеральные, региональные, муниципальные) и примерно 38 тысяч – сельские [2].
Библиотечный сайт позиционируется как визитная карточка, представляющая его библиотеку во внешнем мире. Он позволяет библиотеке знакомить всех заинтересованных пользователей Интернета с информацией о себе и о предоставляемых библиотекой информационных ресурсах и услугах, предлагает обсуждать различные проблемы, участвовать пользователям в различных проектах и мероприятиях библиотеки и др.
«Благодаря содержательному наполнению, регулярному обновлению, продуманной структуре и удобной навигации, библиотечные сайты по праву считаются авторитетными и надежными источниками информации» [3].
Первые библиотечные сайты появились в середине 1990-х годов. Согласно данным информационно-справочного портала Library.ru, на ноябрь 2011 года каталог библиотечных веб-сайтов содержит 2340 адресов, из которых 49 принадлежат школьным библиотекам.
Поскольку для библиотек важно не только иметь собственные сайты, но и понимать, как они устроены (построены), чтобы успешно актуализировать содержание оных, а также понимать, что и как нужно сделать, чтобы эффективно модернизировать свой сайт, расположить его на устраивающем сервере в Интернете и другое, то данное пособие может представлять для них значительный интерес.
Пессимисты могут сказать, что это не дело библиотекарей и что последние не справятся с такой работой. Однако опыт проведения курсов повышения квалификации библиотечных работников при ЦУНБ им. Н.А. Некрасова (г. Москва) в течение нескольких последних лет показал, что у библиотекарей есть не только большой интерес и желание научиться создавать веб-сайты, но они успешно осваивают эту технологию.
Данное пособие, в первую очередь, ориентировано на библиотеки и библиотечных работников, но также может быть использовано и любыми непрофессиональными пользователями Интернета, так как оно ориентировано на широкий круг пользователей, в том числе на учащихся, студентов библиотечно-библиографических, информационных, музейных, архивных и иных специальностей и специализаций. Оно также представляет интерес для аспирантов, преподавателей и практиков, работающих в разных предметных областях и сферах деятельности.
__________________________________
1. Шрайберг, Я.Л. Автоматизация библиотек сегодня: оценка и осмысление подходов и проблем// Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: Материалы междунар. конференции. Т. 1. М., 1998, С. 107-108.
2. Самохина, М.М. Из жизни сегодняшних российских библиотек: заметки библиотечного социолога// Новое литературное обозрение.– 2005.– № 74.– С. 325–343.– (http://www.library.ru/1/sociolog/text/article.php?a_uid=251).
3. Тема 6. Система обслуживания в библиотеках на основе новых информационных технологий.– Режим доступа: http://edu2.tsu.ru/res/1538/text/gl6_3.htm.
Введение
1. Основные понятия
2. Назначение, виды и основные требования к сайтам библиотек
3. Анализ сайтов библиотек РФ
4. Проектирование, дизайн и этапы создания сайта библиотеки
5. Создание структуры сайта библиотеки
6. Программы создания веб-страниц
7. Основные элементы (тэги) HTML сайта библиотеки
8. Блоги и социальные сети
9. Локальная проверка (тестирование) работы сайта на разных браузерах
10. Размещение и сопровождение сайта библиотеки в Интернете
Заключение
Литература
Терминологический словарь
Приложения