Алешин Л.И., Гузев Ю.С.

СТРУКТУРИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ
ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ КАК ЭЛЕМЕНТ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

(подходы к решению проблемы)

В практике современного преподавания в школах (колледжах, лицеях) и вузах, особенно ориентированного на реализацию идеи “школа-вуз” (элемент непрерывного образования), все более четко проявляется тенденция структурного представления учебного материала как преподавателями, так и обучаемыми. Эта тенденция обусловлена общим ходом информатизации (главным образом компьютеризации) интеллектуального процесса и диктуется процессом жизнедеятельности социума в условиях усиливающейся конкуренции на современном рынке труда и трудоустройства. Ныне ценностные характеристики индивидов все более включают компоненту, обозначающую умение точно и оперативно решать возникающие перед ними теоретические и практические задачи. Реализация этой компоненты базируется на умении индивидуумов анализировать, структурировать любые (в том числе нестандартные) ситуации, извлекать из них новые знания и творчески решать поставленные перед ними задачи.

Известно, что кто ясно мыслит, тот ясно излагает свои мысли как в процессе выполнения учебных заданий, так в различных деловых и жизненных проблемных ситуациях. Умению эффективно формализовать свои мысли следует начинать обучать детей в раннем возрасте. На практике подобные работы в России ведутся даже в детских садах. В школе в большей степени эти навыки прививаются и находят отражение в письменных работах (сочинениях, рефератах и аналогичных учебных работах).

Если примерно 15–20 лет назад в основном такие работы были сочинениями по литературе, то теперь так называемые “тематические рефераты” выполняются учениками по истории, информатике и другим дисциплинам. Однако далеко не все абитуриенты и даже студенты в должной мере владеют навыками выполнения подобных работ. Данное обстоятельство обуславливает потребность ликвидировать названный недостаток в высшей школе. Этот процесс длится порой в течение всего периода обучения студентов в вузе, что снижает эффективность обучения и побуждает профессорско-преподавательский состав разрабатывать и внедрять соответствующие методические материалы.

Для высшей школы актуальность решения, в том числе, этой проблемы наметилась с конца XX века, когда был провозглашен и повсеместно принят принцип обучения в вузах, заключающийся в том, что студенты должны научиться учиться и максимально самостоятельно изучать необходимые дисциплины. Наиболее целесообразно использовать при этом новые информационные технологии.

Развитие и реализация данной концепции, на наш взгляд, не в последнюю очередь связаны с потребностью формализации определённых аспектов творческого процесса, направленного на выполнение учебных и учебно-научных студенческих работ. Ныне практически все письменные работы выполняются студентами на компьютерах. Поэтому не только целесообразно, но и, как никогда ранее, возможно сохранять их в электронной форме, например, в электронных базах данных (БД).

Очевидно, что любая подобная БД фактически может быть представлена как личная база сведений (ЛБС), ориентированная, в первую очередь, на своевременное и успешное выполнение студентом учебных письменных заданий. Накопленные в ней сведения (данные, информация, знания и т.д.) в дальнейшем могут и должны использоваться в различных направлениях. Наиболее целесообразно применить ЛБС в любых формах и видах обучения. Это позволяет говорить о возможности использования ЛБС в процессе непрерывного образования, а также в дальнейшей трудовой деятельности выпускников вузов и других учебных заведений.

ЛБС – это не склад электронных материалов, которые порой не только не структурированы, но и не имеют никаких связей между собой. Известно, что любая БД хоть каким-либо образом структурирована. Однако к внутренней структуре отдельных материалов (в нашем случае учебных работ), входящих в состав таких БД каких-либо системных требований обычно не предъявляется. В лучшем случае внутренняя структура материалов в БД представляет традиционное содержание работ, подобных сочинениям или дипломам (введение, главы и параграфы, заключение и т.д.). Этот способ вполне приемлем, но его следует дополнить более мелкими элементами. Такая работа осуществляется путем глубокого анализа, на основе которого реализуется оптимальная структуризация подобных текстов.

Проведению данного вида работ следует начинать учить в младших классах. Поскольку, как уже упоминалось ранее, это не всегда удается, ныне в вузе и старших классах первоначально такую технологию можно отрабатывать при подготовке рефератов и эссе.

Обычно каждый автор подобных материалов формирует их, структурируя содержания, как правило, известным только ему индивидуальным способом. И, тем не менее, чаще всего большинство этих способов подчиняется типовой структуре, состоящей из минимального набора типовых вопросов: что надо сделать?; для чего это надо сделать?; с помощью чего это можно сделать?; какие имеются аналоги?

Эта структура, как показывают исследования, характерна для любого текста, выражающего законченную мысль. Однако при всей кажущейся простоте и очевидности, она как технологический элемент крайне редко используется на практике. В тоже время применение такой технологии крайне необходимо для формирования устойчивых навыков структурирования текстов.

Ряд попыток внедрения данного метода предпринимался в вузах России. Так, например, известен опыт обучения технологии объектного реферирования, проводимый в специализированных учебных группах в МГУКИ и его филиале в Рязани (РЗИ), занимавший немало аудиторного времени. При этом в процессе обучения всех студентов, как правило, первого курса решается задача выработки ими навыков объектного анализа текстов тематических рефератов. Для чего обычно используют распространённые программные продукты, например, такие, как Word, PowerPoint и другие, в том числе специальное программное обеспечение.

В ряде учебных заведений активно ведутся и другие виды работ в данном направлении. Так, например, при реализации непрерывного образования в ММИЭИФиП, наравне с общепринятыми учебными пособиями используются структурированные определенным образом учебно-методические материалы (Study Guide) и рабочие тетради (Works Books), специально разработанные в виде тестовых заданий и вопросов. Этими материалами обеспечивается каждый обучаемый. Работа с ними вынуждает и побуждает учащихся структурно мыслить, соответствующим образом формировать сведения, необходимые для выполнения учебных и учебно-научных заданий. Используемые в рабочих тетрадях варианты вопросов в большинстве случаев тривиальны и формализованы. Однако даже такой метод (вариант) способствует выработке у обучаемых навыков формулировать и выражать свои мысли (знания) кратко и точно, устранению размытости мыслей и многословия.

Что же касается методов подготовки рефератов, эссе, других учебных и учебно-научных работ, то в данном направлении также ведутся достаточно эффективные работы. Так, на сайте вуза (www.mifp.ru) представлены материалы курса “Введение в научное исследование”, поясняющие как следует оформлять публикации и результаты исследований. Преподаватели вуза готовят и выпускают методические материалы, помогающие студентам эффективно готовить подобные учебные работы; развивающие у них навыки структурирования текстов, в том числе взятых из несколько источников и т.п. Аналогичные работы ведутся и нами.

Hosted by uCoz