ТЕХНОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ
ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
На основе анализа материалов предшествующих Краснодарских конференций можно утверждать, что гуманитарная информатизация непрерывна и реализуется по мере формирования информационной культуры, как элемента общей культуры. Однако конечной целью этого многопланового процесса является информатизационная культура личности. В современных условиях ни одна личность или организация не могут уйти от таких факторов, как экономика, конкуренция, рынок и т.п., значимой составляющей которых является технология вообще, а информационная технология
– в частности.Мы считаем, что именно сейчас важно начать целенаправленную разработку технолого-экономического направления
– важнейшего в гуманитарной информатизации в России. Решение данной проблемы возможно с помощью структурного анализа обозначенного направления, проведение которого может быть осуществлено даже на основе материалов наших конференций.Важной особенностью проблемы является то, что она принципиально носит массовый характер, поскольку информационная культура личности - явление массовое и в большей степени от работников гуманитарной сферы зависят способы и методы ее реализация.
Практически, в различных учебных дисциплинах эта проблема отражается в той или иной степени. Однако прослеживается разрыв между традиционными и современными компьютерными технологиями, чему свидетельствует содержание ряда тезисов данных конференций. С нашей точки зрения, такое положение в значительной мере образовалось по причине несогласованности технологий естественного и искусственного (машинного) интеллекта. В настоящее время представляются широкие возможности скоррелировать компьютерные технологии со специфическими потребностями гуманитарной сферы. Ярким тому примером может служить проблема реализации дистанционного обучения в нашей стране, базирующаяся на программно-технические комплексы, которые хотя и необходимы, но недостаточны для достижения необходимого социо-культурного эффекта. Подтверждение нашим выводам находим в Токийской резолюции 47 конгресса МФИД, состоявшейся в январе 1995 г. (стратегический альянс негосударственных организаций в области информации для лучшего обслуживания международных связей). Так, в 5-ом пункте этой резолюции говорится, что новыми факторами, влияющими на изменения в мире являются экономика, политика, культура, включая сильные технологии и рост требований к информационному сервису. Следующий конгресс МФИД будет посвящен вопросам глобализации информации, где, наряду с традиционными вопросами, предполагается рассмотреть проблемы дистанционного обучения.
Общеизвестно, что трудолюбие и работоспособность населения, продолжительность и эффективность его физического и умственного труда является основой благополучия и богатства любого общества. Оно зависит от образованности, культуры, интеллекта лиц, работающих в любых областях жизнедеятельности, в том числе профессионально готовящих и принимающих соответствующие решения. В этой связи следует отметить, что в таких промышленно-развитых странах, как США и Канада количество населения в возрасте от 25 до 60 лет имеющих высшее образование составляет 35 и 30%, соответственно. В нашей стране
– менее 6%. В последние годы в России неуклонно сокращается профессорско-преподавательский состав и, одновременно, официальные нормы приема в государственных отечественных вузах. В тоже время постоянно увеличивается число желающих поступить в вуз. “Учебный бум” лишает значительную часть населения нашей страны возможности получения качественного высшего образования. Одновременно, затрудняется возможность получения такого образования у инвалидов, лиц, вынужденных совмещать работу и учебу, служащих в Российских вооруженных силах и их семей, людей, живущих в отдаленных от интересующих их вузов районах страны.С другой стороны, по мнению зарубежных специалистов, высшие учебные заведения в недалеком будущем станут “медиа-университетами”, то есть организациями, объединяющими удаленных на различные расстояния преподавателей и студентов посредством специальных технических, программных средств и устройств связи. Предполагается, что такие учреждения станут своеобразными информационными центрами производства, переработки, передачи и хранения знаний, зафиксированных в различных их формах. Формой же общения со студентами должно стать дистанционное обучение. Данная форма обучения, как никакая другая, вызывает потребность использования современных педагогических технологий, создания для каждого студента соответствующей информационной среды. Следует отметить, что любое лицо, принимающее решение, также является удаленным абонентом некоторой информационной сети и нуждается в оперативном и точном информационном обеспечении.
Рассматривая технолого-экономические аспекты новой формы общения - дистанционного обучения, отметим, что ее технология подразумевает не только применение новых учебно-методических материалов, технологий обучения, получения, обработки, хранения и поиска информации, но и использование современных компьютерных технических и программных средств, а также телекоммуникационных сетей типа Интернет, что позволит студентам приобрести навыки работы в современных информационных сетях. Об актуальности данного направления свидетельствует количество и уровень проводимых конференций и телеконференций, в частности, за последние два года в России были проведены две международные конференции, посвященные вопросам дистанционного обучения.
Данная проблема достаточно многоаспектна. В настоящее время достаточно жесткие требования предъявляются к формированию информации, необходимой для комфортного восприятия ее индивидуумом, что способствует, в том числе, и сокращению его расходов на ее передачу по линиям связи. Следовательно, любой современный человек должен уметь структурировать и сжимать собственную или любую иную информацию, создавать личные базы из необходимых документов и учебных материалов. Для этого необходимо внедрять специальные методы и технологии, среди которых ведущее место в настоящее время отводится объектно-ориентированному подходу, распространяемому в различных информационных технологиях.
Возможность хранения огромных массивов информации в более сжатом виде позволяет экономить время и финансовые средства обучающихся на получение необходимых им данных. Экономический аспект заключается в том, что, с одной стороны, подобная форма обучения требует от обучаемых определенных финансовых вложений на компенсацию соответствующих затрат. С другой стороны, во-первых, эти деньги вкладываются в обеспечение собственного будущего или собственного дела; во-вторых, дистанционное обучение предоставляет возможность пользователю наиболее комфортно и в более сжатые сроки, получить необходимые знания не покидая своего дома или места работы, в удобное время, в индивидуальных темпе и последовательности изучения учебных дисциплин, своевременно получая необходимые информацию и консультации. Обучаемые, занимаясь более интенсивно, могут значительно сократить сроки обучения, а, следовательно, и финансовые расходы на него. Эта форма обучения может быть обозначена как “электронный экстернат
”.Таким образом, благодаря использованию технологии дистанционного обучения, индивидууму предоставляется возможность наиболее рационально распорядиться своими финансовыми средствами и потенциями с целью получения такого образования, на основе которого он сможет более полно реализовать свои возможности в избранной области деятельности, а также оперативного получения необходимой ему релевантной информации. Одновременно, интенсифицируется процесс информатизации общества в целом.
Аспекты данной проблемы затронуты в ряде тезисов и публикаций предшествующих конференций:
1. К.В. Тараканов - “всех людей учить думать” Сб.ст.МГУК,1995.
Задача решается на основе специальной массовой интеллектуальной технологии
2. Андреева И.М. - “активное включение личности в многообразие цивилизованных связей” Тез. Краснодар,1995-С.6.
3. Никитина Г.Я. ) - “новое поколение преподавателей, новое поколение учебных пособий и учебников” Тез. Краснодар,1995-С.10.
4. Царева Е.В. - “реализация объектно-ориентированной технологии (ТМ/MW) для заочного обучения” Тез. Краснодар,1995-С
.285.5. Горлова И.И. - “единый учебно-научный творческий комплекс” Тез. Краснодар,1995-С
.13.6. Дрикер А.С. - “переход к реляционным структурам для установления прямых связей между различными наборами данных” Тез. Краснодар,1995-С.25. !!!
7. Моргенштерн И.Г. - “культура самоинформирования (пропедевтический курс)” Тез. Краснодар,1995-С.33. !!!
8. Зиновьева Н.В. - “информационно культурная Среда и ее плотность” Тез. Краснодар,1995-С.51.
9. Панова Л.А. - “композиция объектов творчества” Тез. Краснодар,1995-С.143.
10. Дорошенко В.А., Киченко С.В. - “переход к многомерности от линейной подачи сведений (недостаток любого учебника)” Тез. Краснодар,1995-С.221.
11. Сидоренко В.С. - “центр новых информационных технологий, фонд программных продуктов ! база развития обучения, информатизации...” Тез. Краснодар,1995-С.272.