Алешин Л.И.

ТЕХНОЛОГИЯ И ТЕХНИКА: ВОПРОСЫ ТЕРМИНОЛОГИИ

Любые процессы подразумевают использование технологий, способствующих их наиболее эффективному и качественному выполнению. В библиотеке наиболее известной технологией является путь книги.

В последние годы в библиотечном сообществе дефиниция технология всё чаще находит своеобразное, если не сказать странное, понимание и применение. Некоторые специалисты термин технология приравнивают к таким понятиям, как: техника, технические средства и т.п. Например, Н.В. Васильченко считает, что технология - это материально-техническая база библиотеки (МТБ) и оборудование 1. Такое представление автора приводит его к неверным выводам, нашедшим свое отражение в предложенном им своеобразном варианте структуры библиотеки. Но эта - тема другой статьи. Здесь же следует обратить внимание на следующие моменты.

Во-первых, технология непосредственно не связана с оборудованием. "Технология - это совокупность приёмов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности, в строительстве и т.п.; научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая такие приёмы и способы. Технологией принято также называть описание производственных процессов, инструкции по их выполнению, технологические правила, требования, карты, графики и др."2. Замечу также, что технология может носить и "ручной" характер.

Во-вторых, оборудование - составная часть МТБ.

В-третьих, употребление в таком значении понятия технология приводит автора к неточным выводам. По его мнению, одной из составляющих библиотеки, как системы или организации должна быть технология. С одной стороны, технология - компонента любой организации и производства. Однако она базируется на использовании определённых приёмов и способов, как правило, позволяющих применять современные программно-технические комплексы для эффективного выполнения соответствующих процессов. Её, конечно, можно принять за составляющую библиотеки, как и любой другой организации, с учётом выполняемых в ней технологических процедур.

С другой стороны, здания и помещения, их инфраструктура и другие материально-технические средства также являются важной компонентой любой организации и производства. Поэтому весьма странно, что они не нашли отражения в предлагаемой автором структуре библиотеки.

Замена (или подмена) технических средств технологиями, к сожалению, свойственна не только данному Н.П. Васильченко. Последствия подобного подхода привели к тому, что в проекте новых стандартов на подготовку библиотечно-библиографических кадров высшей и средней квалификации среди общепрофессиональных дисциплин присутствует учебный курс "Информационные технологии", который, вероятнее всего, не подразумевает изучение библиотечно-библиографических технологий, а представляет раздел учебной дисциплины "Информатика". Между тем курс, связанный с материально-технической базой библиотеки, отсутствует как среди общепрофессиональных, так и среди специальных дисциплин3. При этом в действующий ныне стандарт в качестве общепрофессиональной входит дисциплина "Технические средства библиотечно-библиографической деятельности" (ТСББД).

Несколько лет назад Ю.Н. Столяров предложил включить дисциплину ТСББД в новый курс "Материально-техническая база библиотек" (МТББ). Это предложение обсуждалось в МГУКИ. Казалось, что ТСББД займут достойное место в ряду обязательных к изучению дисциплин. Однако в проекте стандарта на библиотечное образование её не оказалось3.

Подобные необоснованные решения способны нанести вред библиотечному делу, особенно сегодня, когда новые информационные технологии, базирующиеся на широком использовании различных технических средств, всё более проникают в библиотеки. В результате поныне имеют место случаи, когда библиотечные специалисты, не владеющие необходимым объёмом знаний в данной области, принимают необоснованные, неправильные тактические решения, что может вызвать отрицательные последствия в ближайшее десятилетие.

При этом, к сожалению, приходится констатировать, что стратегические решения в области библиотечного строительства либо отсутствуют, либо неизвестны широкому кругу библиотечной общественности. Здесь уместно привести слова Эжени Прайм (Eugenie Prime), директора НТБ компании Хьюлетт-Паккард, прозвучавшие в её выступлении на конференции "Билефельд-2002": "Вы добьетесь высокого качества работы, если будете думать стратегически, о перспективе, а не о мелочах"4.

В заключение считаю важным обратить внимание специалистов, разрабатывающих стандарты на библиотечно-информационное образование, а также представителей министерств культуры и образования Российской Федерации на недопустимость исключения МТББ из обязательных к изучению дисциплин. Кроме того, всем нам необходимо более внимательно использовать термины, особенно когда их значение легко определить с помощью общедоступных энциклопедий и словарей.



Список литературы

1. Васильченко Н.П. Модель библиотеки как социальной организации//НТБ.-2002.-№7.-С.29-33.
2. Большая сов. энциклопедия, 1976.-Т.25.- С.537.
3. Гендина Н.И., Брагина Г.М. Стандартизация библиотечного образования: проекты обновления//Библиография.-2002.-№3.-С.32.
4. Земсков А.И., Скорикова И.А. Тема форума - "Высококачественная информация для всех..."//НТБ.-2002.-№7.-С.88.

Hosted by uCoz