Трансформация зданий библиотек
Москва 2013 |
Введение
Дом без книги
Еще в конце XIX века специалисты отмечали, «что учение о библиотеке должно включать сведения об устройстве библиотечных зданий» и включили «материальное обеспечение библиотеки в «Основы учения о библиотеке»[1].
[1].
«Библиотечное здание является главной составляющей материально-технической базы библиотеки, следовательно, важнейшее значение имеет, какое это здание, как оно спроектировано и построено»[2].
[2].
Многовековая история библиотек (в данном случае библиотечных зданий) не привела к созданию каких-либо единых стандартов, связанных с их проектированием и строительством. При этом нельзя не заметить, что некоторые аспекты, особенно связанные с инженерной инфраструктурой зданий вообще и библиотек в частности достаточно хорошо проработаны и стандартизированы.
«Архитектурный образ библиотечных зданий соответствовал чертам церковной и светской архитектуры. На строительстве библиотек сказался дворцовый помпезный стиль, который длительное время широко признавался во всех странах Европы и Америки. И до сих пор в архитектуре зарубежных библиотечных зданий ощущается стремление связать современные модерновые стили с античной, дворцовой архитектурой»[3].
[3].
На архитектуру зданий оказывают влияние различные факторы: исторические, культурные национальные традиции, природно-климатические условия, и др. С другой стороны, по утверждению К.Е. Трубецкого «На примере отдельных объектов библиотечных зданий наглядно можно проследить историческое развитие архитектурных форм»[4].
По уровню развития библиотек в любой стране порой судят об уровне развития ее культуры. На протяжении многих веков с момента своего появления библиотеки менялись как с точки зрения их назначения и использования, так в архитектурном и дизайнерском плане, что практически всегда было обусловлено требованиями времени, выраженными в потребности библиотек приспосабливаться к изменяющимся политическим, социальным, культурным и иным условиям существовании общественных строев. Традиции, свойственные соответствующим историческим эпохам, а также уровень развития науки и техники во многом определяют планировочные особенности любых зданий, в том числе библиотек. Такая адаптация библиотек, в частности, отразилась и на их архитектурно-планировочной организации.
С конца прошлого столетия, в мире появляются здания библиотек и связанные с ними строения, свидетельствующие о буйных фантазиях их архитекторов. При этом в специальной литературе слабо освещены вопросы проектирования библиотек, отсутствует типология «библиотечных зданий как объектов архитектурного проектирования, не разработано универсальных практических методов и подходов к проектированию, а большой спектр вопросов вообще только обозначаются в качестве теоретических проблем»[5].
Николай Прянишников, отмечает, что «Работая над темой, я столкнулся с нехваткой отечественной литературы по библиотечной архитектуре. … Нужно активно строить библиотеки, по возможности их модернизировать, а также сменить парадигму библиотечной архитектуры»[6].
Современные библиотеки выполняют как информационную, так воспитательную, образовательную и досуговую функции. Они и ныне привлекают к себе население, а часто являются и единственным учреждением культуры особенно в небольшом населенном пункте. В соответствие с Проектом Стратегии модернизации библиотечного дела России, разработанным рабочей группой, созданной при Общественном комитете содействия развитию российских библиотек, в феврале–апреле 2011 года планируется «Строительство «под ключ» новых зданий библиотек или проведение ремонта; функциональная реконструкция помещений для создания комфортных условий для читателей в имеющихся зданиях, в том числе, для людей с ограниченными возможностями (строительство специализированных зданий), техническое перевооружение библиотек».
В данной книге рассматриваются изменения (трансформация и модернизация) библиотечных зданий, связанные с историческими особенностями их появления и использования, с трансформацией внешнего вида и внутренней структуры, обусловленные потребностями социумов, их представлениями и уровнем развития. Очевидно, что большинство древних зданий, в том числе библиотек, не дошло до нас, поэтому в этой книге показаны некоторые варианты реконструкции связанных с библиотеками объектов.
Представленные аспекты тесно взаимосвязаны, поэтому они анализируются применительно к основным историческим периодам жизнедеятельности человечества.
История подруга (муза) изменчивая (переменчивая) и, как правило, цикличная. М.Т. Цицерон отмечал, что история – свидетельница времен, свет истины, жизнь памяти, учительница жизни, вестница старины.
Музы в античную эпоху означали покровительниц искусств и наук.
В переводе с греческого термин «музы» означает «мыслящие».
Одной из девяти муз в древнегреческой мифологии является покровительница истории – муза Клио (др. греч – дарующая славу от «kleo» – прославляю).
Ее атрибутом [7] являлся свиток пергамента или скрижаль (доска с письменами).
В этом случае просматривается связь истории с книгами, и, как следствие, с библиотеками.
Клио напоминает нам о том, что может достичь человек. В ее скрижалях записаны все великие и героические поступки, события и др. Кстати, музам посвящались храмы, которые назывались Мусейонами (современные «музей», «музыка»).
При исследовании трансформации библиотечных зданий, в данном пособии рассматриваются следующие исторические периоды:
подобен телу без души».
Цицерон
Автор выражает признательность всем, кто прямо или косвенно способствовал появлению изобразительных материалов в данном пособии, особенно в его электронной версии. Среди таковых хочется отметить Г.А. Алтухову, Е.В. Линдеман и многих других.
Книга представляет интерес для специалистов библиотечного дела и связанных с ним предметных областей, например, архитекторов и дизайнеров, для сферы обучения с точки зрения рассматриваемых в ней вопросов, а также широкому кругу читателей.
1. Столяров, Ю.Н. Материально-техническая база библиотеки как часть предмета библиотековедения. Обзор теоретических проблем материально-технической базы библиотек на протяжении XX в. [Электронный ресурс] / Ю.Н. Столяров //НТБ.– 2000.–№12 .–Режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/ntb/ntb2000/12/f12_02.html.
2. Пантелеева, Т.Е. Архитектура и строительство библиотечных зданий: к вопросу о сохранности библиотечных фондов// Информационный бюллетень РБА, 2009, № 53. XIV Ежегодная сессия Конференции РБА (Вологда, 17–21 мая 2009 г.).–С. 114.
3. Материалы по ссылке с сайта в Интернете: www.stroymart.com.ua/ru (Строительство и реконструкция «Строительство, архитектура и дизайн библиотечных сооружений»).
4. Трубецков, К.Е. Библиотека нового тысячелетия.–Режим доступа: http”//archvuz.ru/numbers/2004_2/k31.
5. Дубинина, О.А. Архитектурные концепции библиотеки: образ, функционал, пространство.–Режим доступа: http://www.inurb.ru/node/244.
6. Прянишников, Н. Метафора библиоОбраза// Библиотечное дело, № 12, 2009 – Привлекательная библиотека.–Режим доступа: http://www.bibliograf.ru.
7. Атрибут – символический предмет, говорящий о том, с каким принципом он связан.
Оглавление
Введение
Основные понятия
Архитектура библиотек древнего мира и раннего средневековья (до XIV века)
Здания библиотек в средние века (XIV - середина XVII века)
Архитектура библиотек позднего средневековья (конец XVII = XIX века)
Настоящее и будущее зданий библиотек (XX - XXI века)
Литература
Терминологический словарь
Приложение (компакт-диск)