ABOUT VARIANTS OF QUESTIONS AND ANSWERS IN THE COMPUTER TESTS
Aleshin L.I.
RSUH, Moscow
Abstract
One of tasks of education - control of the basic processes of educations.
The compromise variant of system of testing consisting in: use of the closed form of the answers is offered and from 4 up to 6 variants of the answers; special questions, for the answer on which trained should be able logically to think; different weight of the answers and so on.
Such tests allow to fulfil elements of the future control systems of mastering of knowledge, approaching us to creation is of new systems, incorporating a similar operating time, promote inclusion of the teachers in process of creation of control systems.
О ВАРИАНТАХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ В КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕСТАХ
Алешин Л.И.
Российский государственный гуманитарный университет, Москва
Одна из задач обучения – обеспечение контролируемости результатов обучения. П.М. Евграфов считает насущной потребность “учить самостоятельно думать, а не выдавать готовые правильные решения” [6, с.17]. Большинство российских специалистов отмечают необходимость использования тестов для контроля усвоения полученных студентами знаний.
В то же время до сих пор некоторые из них полагают, что тестирование – некачественный и необъективный способ проверки знаний. [10, с.35; 4, с.60].
Утверждения имеют определённые основания. Согласно опросам, четверть преподавателей вузов России предпочитает вести традиционный диалог со студентами. Это объясняется, например тем, что средний возраст профессорско-преподавательского состава превышает 50 лет. [13, с. 129]. Другое основание связано с различием в подходах преподавателей и специалистов к созданию систем контроля знаний.
Данная тема не входит в сферу рассматриваемых проблем. Однако никто не отрицает, что контроль усвоения знаний с помощью компьютерных программ позволяет: выявлять обученность студентов и усвоение ими учебного материала; определять уровень их теоретических знаний, а преподавателям – получать информацию о достижении цели обучения, совершенствовать преподавание соответствующих дисциплин и т.п. Важным преимуществом тестов является устранение субъективизма тестирующего, возможность оперативного получения объективных сведений и т.д.
И.В. Роберт утверждает, что “Немаловажным аспектом … отечественной науки и практики следует считать обоснование принципов диагностики, контроля и тестирования знаний обучаемых на основе использования информационных технологий” [9, с.13]. Применение активных методов обучения требует от преподавателей значительной предварительной интеллектуальной работы по подготовке учебно-методических пособий, формированию заданий, контрольных вопросов и вариантов ответов на них. Л.В. Аршинский и А.А. Пугачев считают, что “при проверке знаний и умений гораздо эффективнее не задавать вопрос…, а давать задание…” [3]. Данная тема рассматривается многими авторами, в том числе в материалах предыдущей конференции [1].
Общеизвестны такие формы вариантов ответов, как: открытая, закрытая, на соответствие, открыто-закрытая и др. Наиболее распространены тесты с закрытой формой ответов. Недостатки их общеизвестны. Ныне приветствуются тесты с открытой (конструируемой) формой ответов, когда обучаемый вводит с клавиатуры ответ, а программа осуществляет его сравнение с эталонными данными из БД и выдаёт соответствующую оценку.
Для создателей тестов эта форма не сильно отличается от предыдущей, поэтому подобные системы используются редко. Кажущийся интерактивный диалог с обучаемым достигается за счёт усложнения программы. При этом для выполнения данной работы от преподавателя требуется гораздо больше усилий, необходимо учитывать все возможные варианты ответов и т.д. В результате нет уверенности, что идентифицированный программой неправильный ответ тестируемого, действительно является таковым.
Создавать качественные системы контроля знаний с открытой формой ответов способны лишь единицы. Можно назвать, например систему “POLARIS”, разработанную в СПб ГУ [11, 12].
Следует искать компромиссный вариант решения данной проблемы.
Специалисты отмечают, что “решение этих… задач во многом зависит от мастерства, подготовленности педагогов к работе в условиях лавинообразного нарастания потока информации, педагогов, которые могут и должны стать на уровень современных методов представления, поиска и переработки информации” [8, с. 21]. Дальнейшее развитие тестов зависит от: 1) развития программно-технических средств; 2) разработанности соответствующих методик; 3) готовности преподавателей участвовать в процессах подготовки баз вопросов и ответов на них и др.
Среди недостатков существующих систем тестирования специалисты отмечают: трудности формализации вопросов и ответов, требующих логических выводов и др. [2, с.139]; необходимость чётко формулировать вопросы и ответы, избегая двусмысленного их толкования [7, с.148], важность формирования у обучаемых понимания и осознания изучаемой предметной области [5, с. 146] и др.
Предлагается вариант компромиссной системы тестирования, заключающийся: в использовании закрытой формы ответов с 4–6 вариантами; в специальном методе формирования вопросов, для ответа на которые обучаемые должны уметь логически мыслить; в разном весе ответов и др. Важное значение имеет формулировка вопросов. Предлагаются варианты: “Может ли один информационный процесс…?”, “Верно ли утверждение, что…?”, “Какое понятие шире…?”, “Идентичны ли понятия…?”, “Можно ли утверждать, что…?”, “Следует ли…?”, “Считаете ли Вы, что…?”, “Что можно считать первичным:…?”, “Означает ли принцип…?”, “Действительно ли…?”, “Оцените суждение: …”, “Что бы Вы сказали о суждении: …?” и т.д.
Освоить метод составления таких вопросов может любой преподаватель, создавая коллекции вопросов в различных предметных областях. Возможно использовать формулировки типа “отрицание отрицания” и др.
Предлагается от 4 до 6 (7) вариантов ответов, единых для любого количества вопросов. Кроме ответов “Да” и “Нет”, рекомендуется использовать следующие: “Слишком узкая или широкая формулировка”, “Правильным является первый (или – второй) элемент” и т.д. При этом мышление отвечающего направляется на решение задачи, а не на угадывание, подсказки и т.п. Некоторые формулировки вопросов стимулируют выбор несколько вариантов ответов, но сообщить программе свой выбор можно лишь на один из них. Программа, с учетом веса ответа, определяет количество баллов, полученных отвечающим. В систему можно ввести комментарии для режима самоконтроля и рекомендации по результатам ответа на все вопросы теста.
Кроме характеристик надёжности и валидности, такие тесты позволяют отрабатывать элементы будущих систем контроля усвоения знаний, помогая создавать новые системы; способствуют включению преподавателей в процесс создания систем контроля для различных предметных областей.
Литература:
1. Алешин Л.И. Контроль знаний без оценки //Применение новых технологий в образовании. Материалы XIII междунар. конф. 28–29 июня 2002 г.–Троицк.–С.137–138.
2. Анидалов А.Ю., Есипов В.Е. Использование ЭВМ для оценки знаний в ваузе, плюсы и минусы оценки //Применение новых технологий в образовании. Материалы XIII междунар. конф. 28–29 июня 2002 г.–Троицк.–С.139.
3. Аршинский Л.В., Пугачев А.А. Программный комплекс диагностики знаний Teachlab Testmaster//Информатика и образование.–2002.–№7.–С.68–73.
4. Бочкин А.И. О надёжности оценки доли знаний методом тестов с выбором варианта ответа// Информатика и образование.–2002.–№12.–С.55–60.
5. Далингер В.А. О некоторых проблемах компьютерной диагностики образованности школьников//Применение новых технологий в образовании. Материалы XIII междунар. конф. 28–29 июня 2002 г.–Троицк.–С.145–146.
6. Евграфов П.М. О применении метода психологического моделирования в контрольно-обучающих программах и в психометрических тестированиях интеллекта//НТИ. Сер 1.–2002.–№4.–С.15–18.
7. Кащей // Применение новых технологий в образовании. Материалы XIII междунар. конф. 28–29 июня 2002 г.–Троицк.–С.148.
8. Красильникова В.А. Информатизация образования: понятийный аппарат// Информатика и образование.–2003.–№4.–С.21–27.
9. Роберт И.В. О понятийном аппарате информатизации образования //Информатика и образование.–2003–№2.–С.8–14.
10. Смолин О. Приоритеты образования: взгляд законодателя//Высшее образование в России.–2002.–№5.–С.34–45.
11. Стригун А.И., Стригун В.А. Компьютерный тьютор в гуманитарном образовании//Труды V Всеросс. объединен. конф. “Технологии информационного общества – Интернет и современное общество.–СПб. 25–29 ноября 2002 г.–СПб., 2002.–С.214–215.
12. Стригун А.И., Стригун В.А. Реализация интерактивных методов обучения в открытом образовании//Труды V Всеросс. объединен. конф. “Технологии информационного общества – Интернет и современное общество.–СПб. 25–29 ноября 2002 г.–СПб., 2002.–С.215–216.
13. Трофимов А.Б. Отношение обучаемых к современным информационно-педагогическим технологиям//Социс.–2002.–№12.–С.128–131.