“ТЕХНОЛОГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА” –
МЕТОД ПОСТАНОВКИ НАУЧНЫХ ПРОБЛЕМ И
РЕШЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ЗАДАЧПеренасыщенность мирового пространства различной информацией ставит перед человечеством множество задач, решение которых обусловлено необходимостью дальнейшего благополучного развития межличностных, межнациональных, межгосударственных и др. отношений. Нахождение необходимой информации все больше связывают с обязанностями библиотечных и информационных работников. Однако вряд ли можно рассчитывать на их помощь, если она будет базироваться на использовании только традиционных технологий. Кроме того, реализацию подобных проблем целесообразнее осуществлять на основе использования группового интеллектуального теоретического и практического потенциала.
Для решения названных задач может быть предложена так называемая “Технология сотрудничества”, которая использует метод оптимизации постановки научных проблем с учетом НТП и требований времени. Здесь важным является не то, что в споре рождается истина, а то, какая истина рождается и насколько она представляет интерес для других членов социума.
Суть метода заключается в том, что изначально “коллектив единомышленников” не в пиковом, а в свободном с точки зрения выделяемого времени режиме обсуждает одну или несколько проблем, представляющих для его участников наибольший профессиональный интерес. В результате из некоторого количества интересов дифференцируются один или несколько наиболее значимых объектов. Они определяются как главные элементы проблемы и начинается поиск других объектов, имеющих различную степень важности по отношению к выбранным (надобъекты и подобъекты). Затем они интерпретируются с целью установления взаимосвязей между ними и образуется некоторая структурная схема, которая достаточно легко может быть формализована в традиционной рукописной или машинной форме.
В сущности это достаточно известная объектно-ориентированная технология МОДА (метод объектно-документного анализа – автор Ю.С. Гузев), формирования структуры НОПС (аббревиатура слов: “надобъект”, “объект”, “подобъект” и “связь”). Она используется в различных организациях нашей страны (ВИНИТИ, МГУК, РЗИ и др.). Важно, что в нашем случае с ее помощью реализуется одновременно несколько принципов, позволяющих достигать оперативности и точности в постановке и решении научных проблем.
Первый из них мы рассматривали выше – создание группы единомышленников для оперативного решения некоторой задачи. Следует отметить, что ее генезис в значительной степени зависит от совместимости членов этого маленького коллектива (2–5 человек), Она имеет принципиально важное значение для оптимизации усилий по эффективному решению проблемы.
Второй заключается в мобильной смене обязанностей (ролей) участников группы в процессе обсуждения и принятия решения. Здесь реализуется возможность каждого конкретного индивидуума наиболее полно реализовать свои потенциальные возможности, а в некоторых случаях и открыть в себе дотоле неизвестные. В конкретном случае может сложиться ситуация, при которой между участниками произойдет четкое и однозначное распределение обязанностей.
Третий принцип можно назвать “методом ступенек”, так как он подразумевает постепенное, четко определенное векторное выполнение технологических процессов.
Четвертый принцип – системный анализ проблемных ситуаций, характеризуется фиксацией основной проблемы-образа и сопутствующих вопросов-объектов. Выявление этого “образа” из общего потока рассуждений на выбранную тему (темы) возможно только в процессе изучения и отработки данной технологии, познания потенциальных возможностей единомышленников – участников процесса. Это не простой, не быстрый, почти не формализуемый, но, очевидно, единственно возможный в данном случае интеллектуальный процесс.
В результате полученный образ обрабатывается одним из участников (как правило, тем, кто наилучшим образом овладел объектно-ориентированной технологией обработки текстов), и формируется некоторое сообщение-реферат, заключающий в себе первый вариант решения поставленной проблемы. Эта точка зрения может быть представлена в виде структурной схемы связанных разноуровневых объектов. Затем другие участники группы детально изучают этот вариант и на его основе готовят промежуточные (один или несколько) варианты решения обсуждаемой проблемы. Наконец, эти варианты совместно обсуждаются и с учетом актуальности поставленных задач-объектов принимается окончательное компилятивное решение. В конечном счете, одна проблема может конвертироваться или перерасти в другую (другие). Это пятый принцип, который можно назвать навигацией или траекторией подготовки вердикта для принятия решения.
Дедуктивный метод, используемый в данной технологии, гносеологически хорош не только для разработки научной проблемы, постановки задачи или подготовки принятия решения на основе формирования навыков системного анализа проблемных ситуаций. Параллельно она несет в себе социально-психологические гуманистические начала, позволяющие формировать культуру работы с информацией (создание, обработка, поиск, передача и др.) и межличностного общения (сотрудничества), умение мобилизовать необходимые силы и средства на решение поставленной задачи и др. Все эти качества как никогда ранее становятся необходимыми работникам библиотек и информационных центров, осуществляющих обслуживание пользователей.